Журнал «Известные люди России» №3 (9)№2 (8)№1 (7)

01 июля 2022

В защитном поле Земли обнаружили трещину

Астрофизики из Института фундаментальных исследований Тата обнаружили трещину в земной магнитосфере, обеспечивающей защиту планеты от космических лучей и солнечной радиации. Она возникла из-за гигантского облака плазмы, которое было выброшено из внешних слоев атмосферы Солнца (короны). Об открытии ученые сообщили в статье, опубликованной в журнале Physical Review Letters.

22 июня 2015 года мюонный телескоп GRAPES-3, расположенный в городе Утакаманд в Индии, зарегистрировал всплеск галактических космических лучей (ГКЛ) с энергией около 20 гигаэлектронвольт (20 миллиардов электронвольт). Активность ГКЛ продолжалась в течение двух часов и совпала со столкновением магнитосферы с корональным выбросом массы.

Столкновение вызвало сжатие магнитосферы почти в три раза. Это вызвало мощный геомагнитный шторм, который спровоцировал полярные сияния и помехи в радиосигналах в странах, расположенных в высоких широтах.

Компьютерное моделирование показало, что всплеск ГКЛ произошел из-за возникновения временной трещины в защитном поле Земли, которая, в свою очередь, образовалась из-за магнитного пересоединения. Последнее представляет собой процесс перестройки линий магнитного поля, в результате чего в атмосферу Земли проникли частицы космических лучей.

Галактическими космическими лучами называют элементарные частицы и ядра атомов, которые движутся с высокими энергиями в космическом пространстве. Они возникают при вспышках сверхновых звезд, а также выбрасываются активными пульсарами.

Источник: lenta.ru