Последние комментарии
Наши контакты
Журнал «Известные люди России» №1 (7)
Журнал «Известные люди Юга» №6(№5)(№4)(№3)(№2)(№1)

Читайте нас:  

   
19 июля 2018

Шалва Бедоев

Шалва Евгеньевич Бедоев родился 15 октября 1940 г. в с. Монастер, Южная  Осетия, Грузинская ССР. 

В 1969 году окончил Ленинградский академический государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. 

Действительный член Российской академии художеств, Народный художник РСО-Алании и Южной Осетии,  Заслуженный художник РФ, профессор. Член Союза художников СССР, России. Неоднократно избирался членом правления СХ СССР и СХ РФ, секретарём СХ РФ, председателем Северо-Осетинского отделения СХ РФ. Заместитель председателя Южного отделения РАХ.

Заведующий кафедрой изобразительного искусства Северо-Осетинского госуниверситета им. К. Хетагурова, профессор Северо-Кавказского федерального университета. 

Лауреат Национальной премии в области художественной литературы, искусства и науки «Яблоко нартов», республиканской премии в области литературы и искусства, обладатель дипломов и золотых медалей Российской академии художеств и Союза художников России.

Основные работы:  "Первый урожай”(1971), "Сбор винограда”(1972), " Черешня- Краса Кубани”, "Юность”(1979), "Знамя свободы”(1981), "Амазонка”(1984), "Кентавр”(1985), "Осетия революционная”(1987), "Осень”(1988), "Земля”(1988), "Тишина”(1988), "Осетинская сказка”(1988), "Натюрморт с чесноком”(1988), "Натюрморт с кукурузой”(1988), "Портрет Бэллы Басиевой”(1988), "Амазонка в красном”(1989), "Уасгерги” (1989), "Легенда о золотом яблоке”(1991), "Афсати”(1991), "Царство амазонок” (1997-2007), "Золотая яблоня”(2000) , "Битва Георгия Победоносца с драконом”(2005), "Легенда”(2005)

Участвовал во многих всесоюзных, всероссийских, зарубежных, академических выставках, среди которых семь персональных. Работы находятся в Государственном Русском музее, музее Современного искусства России, Российской академии художеств, центре искусств США, музеях  и частных коллекциях в России и за рубежом.

«Блистающие облака»


Картины художника - о высоком, о героическом. Они о небе и героях, о Богах и девах, на них обитающих. Сегодня многим из нас это кажется  выспренним, далеким, недоступным, и ненужной видится такая высота.

 Но, с одной стороны, многие положительные люди горского происхождения, особенно пожилые, хранят в себе  этот высокий идеал, и в этом их отличие от русской духовной традиции, его не прячут, не скрывают. А в застольных беседах, на трапезах и на тризнах обязательно в самых высоких  и торжественных словах его являют.
 
 

 А с другой стороны – это антитеза Шалвы Бедоева современной версии искусства, ответ постмодернизму: где нет Бога, нет эстетики, нет правды, нет истины. По Бедоеву – все это есть. И если не видеть, не ощущать, не восхищаться, не восходить к этому, то зачем и жить, зачем и художник, к чему тогда и его талант.

Интересно и то, как это его тема интерпретируется, его идеал. И тут мы видим сплетение и отталкивание многих начал. Например, соединение горской символики цвета и европейской версии плафонной живописи 16-17 веков, Тьеполо и Веронезе.

Так, нельзя не почувствовать в картинах Бедоева прохлады и синевы и «не здешнего», а космического проникновения цвета. В его идеальности, густоте и сквозистости неземные звучат настроения – это чуть леденит душу, чуть пугает и оставляет в растерянности. Ты не можешь дотянуться, подняться, ты не готов и к столь торжественному разговору. Ты не привык к этому, а может никогда и не умел. Да и кто сегодня так с нами разговаривает? Всяк стремится опустить нас в самую грязь, указать на сугубо телесное, земное, вывернуть подноготное, внутреннее.

Его картины сродни восхождению в горы, к самым высоким и недоступным вершинам. Недаром  его краски чуть напоминают рериховские и вместе с тем другие, более человечные, нежные. Его цель не напугать нас, а ласково помочь подняться и поднять голову и там, среди облаков, невероятной синевы и утреннего блистания, вдруг увидеть или пригрезить ту самую и красоту, и правду.

Он сам про себя сказал: « Я нетипичный горец ». Наверное, потому он так сказал, что  не только горская традиция, но и европейская, барочная и античная вполне просматривается в его картинах. Именно барокко в своих плафонах  среди облаков и струящегося света являло к нам Богов и нимф. Барокко не грозило, не поучало, а скорее развлекало, тешило, ласкало. Но между тем и говорило: поднимите голову и оторвитесь от земных, корыстолюбивых грубых дел, узрите радость неба.

Бедоев нетипичный горец, ему не свойственно резкость и «гортанность» манеры, рубленность художественного языка, однозначность метафоры. Его природа художественная и человеческая иная – весьма деликатная, почти рокальная. Он не трибун и не пророк, хотя и говорит о небесном. Он просветленный; он похож на тех, кого на Руси называли старцами. 
 
 

Понятно эволюция манеры Шалвы: она идет из 70-х годов прошлого века, из карнавальных, иносказательных лет, от метафоричности, фееричности  тех красок. Карнавал, праздник – оборотная сторона героического и высокого, скоморошества и лубка, они противостоят религиозному. Путь Бедоева к себе, к нам сегодняшним был долог и очистителен. Все лишнее и иносказательное ушло, осталось главное, лишь о нем и стоит говорить. Но какой-то след сказочности все же остается, след праздника и пира. И они на каком-то новом витке снова сошлись и сложились, как голова и хвост «ороборо» - античный символ вечности: он развлекает нас и поучает, напоминает о Небе.

У художника почти нет горизонта, земли, бездны, деревьев, цветов, а только небеса. Его кони, Георгий с копьем, Девы то прячутся за облака, то выходят к людям, смущаясь и розовея, скорбя и туманясь. 
 
 

Картины Бедоева нечто среднее между иконой и античным мифом, своим высоким слогом они напоминают картины Кандинского, как и они - заполнены облаками, устремленными вверх копьями, как и иконы – очистительны. Но в буквальном смысле ни на первого русского авангардиста, ни на строгие каноничные лики иконописи они не похожи. 

Осетины часто говорят, что христианская традиция у них восходит к первому веку нашей эры, а связь с античностью просматривается даже на лингвистическом уровне. Даже если это миф, то мы знаем, что он на пустом месте не рождается. Глядя на работы Шалвы Бедоева, это снова и снова приходит в голову.

Любовь Ягушевская,
искусствовед, член ТСХ России



<< К оглавлению >>


Рейтинг Известных людей

Посмотреть весь рейтинг

Савичев
Роман Валерьевич
Ставропольский край

Кадыров
Рамзан Ахматович
Республика Чечня
Устинов
Владимир Васильевич
Ростовская область

Тимофеева
Ольга Викторовна
Ставропольский край
Голубев
Василий Юрьевич
Ростовская область
Ткачев
Александр Николаевич
Краснодарский край
Фадзаев
Арсен Сулейманович
Республика Северная Осетия-Алания
 
Другие проекты asrv.ru vestnikxp.ru ludiuga.ru
© «Известные люди Юга России» Обратная связь Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru