Последние комментарии
Наши контакты
Журнал «Известные люди России» №1 (7)
Журнал «Известные люди Юга» №6(№5)(№4)(№3)(№2)(№1)

Читайте нас:  

   
22 июля 2018

Сергей ПАРШИН

Я не настолько талантлив, чтоб не уметь себя защищать

 
Каждый день прохожие спешат по своим делам мимо галереи «Паршин», которая расположилась в самом что ни на есть историческом центре Ставрополя. А вот если бы им на минуточку отойти от повседневной суеты и одним глазком увидеть, что происходит внутри, то наверняка придётся задержаться не на один час…  

Приоткрыв двери, спустившись вниз по лестнице, попадаешь в особый мир: уходишь в эмоциональную глубину, оставляя на поверхности всё незначительное, повседневное, еще недавно казавшееся важным. Поэтому вовсе не удивительно, что удивительное культурное пространство, которое возникло в городе сравнительно недавно, быстро полюбилось и местным, и неместным. За год в галерее проходит множество мастер-классов, встреч с творческими людьми, выставок, концертов, спектаклей и даже модных показов. Сюда приходят  взрослые и дети, люди разных профессий и интересов. Не проходят стороной галерею такие гости края как писатель и актер Евгений Гришковец, поэт Андрей Дементьев, историк моды Александр Васильев, композитор Дмитрий Маликов и многие другие. А однажды в гости на закрытие своей персональной выставки приехал известнейший итальянский скульптор Джанмария Потенца. 

Насколько богатой и интересной жизнью живет галерея, настолько же интересен и ее создатель – художник Сергей Паршин. Первое впечатление о нем: человек, заряженный в первую очередь творчеством, но и административными заботами, сотнями различных неотложных обязательств: профессиональных, дружеских и прочих других. И разговор с ним напоминает попытку удержать шаровую молнию в ограниченном пространстве. 

В нашем общении очень быстро исчезла некая предопределенность, стандартная схема работы журналиста с героем  из серии «вы бы вопросы прислали, я бы ответил», усталая готовность сказать то, что, возможно, уже говорил сотни раз. И разговор превратился в водоворот впечатлений, открытий, десятков неожиданных тем и новых сюжетных линий.

Сергей ПАРШИНМой учитель – дедушка 

Мы  прошли по уютным залам галереи, в этот раз украшенной картинами нового выставочного проекта крымских художников. Сергей Паршин с особым вдохновением рассказывал о работах коллег. Вообще, как по-настоящему творческий человек,  он близко к сердцу принимает любые движения в искусстве: удачные проекты заставляют жить и верить в хорошее, плохие новости  - огорчают до глубины души. 

- Галерея – это моя большая и давняя мечта. Я всегда грезил о таком пространстве, где можно было бы проводить интересные встречи, расширять кругозор, открывать новые таланты, где бурлит культурная жизнь. Хочу отметить, что она изначально не задумывалась как коммерческий проект,  им и не стала… 
Все большое начинается с малого. И у него любовь к изобразительному искусству возникла в раннем возрасте. Сергей помнит, как в детском саду похвалила воспитательница за удачно нарисованное дерево. И, видимо, в тот момент зажгла в нем некий огонек. Горит он и до сих пор и греет души поклонников творчества художника. 

Его отец Николай Васильевич  умер довольно рано, мама Таисия Прокофьевна – до сих пор остается одной из самых главных женщин в его жизни. Не проходит и дня, чтобы та не сказала сыну, как она его любит.

Сергей ПАРШИН- Мои родители познакомились в селе Донском, но через какое-то время переехали в Ставрополь, где я и родился. В селе же остался мой любимый дедушка Василий Герасимович Паршин, у которого я с удовольствием проводил летние каникулы. Это был удивительный человек. Дедушка стал одним из главных учителей в жизни, оставил в моей душе теплые воспоминания. О нем могу говорить часами. Василий Герасимович прошел всю войну, побывал в плену. К нему обращались  односельчане, когда нужен был мудрый совет или помощь. Помню, что в гости к деду часто прибегала детвора за интересными историями, а уходила «делегация» с горстями конфет. Конечно, большинство его рассказов были связаны с тяжелыми военными годами.  Дедушка разговаривал с Георгием Жуковым, спас не один десяток жизней, во время боевых действий случайно встретил сына, которого на следующий день сам и хоронил… Помню, как-то посадил он меня за стол: пиши, говорит, и диктует: «Патриарху Московскому и Всея Руси Пимену…». Дальше в письме шла речь о том, что батюшка в Донском ведет неправедную жизнь. Через какое-то время духовника сменили, и многие благодарили деда. 

- Помню, жара, август, а я целый день гоняю дедушкину корову, - с улыбкой продолжал он воспоминания. - Сейчас кажется, что это было не в моей жизни… 

В семье Паршиных никто никогда не выбирал гуманитарные профессии, поэтому сложно понять, откуда в нем появилась эта тяга к творчеству. Просто в школьные годы хотелось рисовать, и  он открыл двери художественной школы. 

- Меня буквально захватило это волшебное место, где значимую роль играет фантазия, где запах краски и чистый лист бумаги становятся добрыми приметами. Тогда по-настоящему и захотелось стать живописцем. Признаться, я жил не в самом тихом районе Ставрополя, среди моих одноклассников было полно хулиганья. А в новом, только что открывающемся мире, чувствовал себя комфортно. Правда, отец всегда старался научить более практичным вещам, например, приходилось наперекор своим желаниям помогать ремонтировать машину. А чтобы пробудить во мне интерес к делу, он часто приговаривал: «Вот будешь ехать с женой, машина сломается, ты быстренько устранишь неисправность, а она подумает: какой у меня муж хороший…». 

В свободные от художественной школы дни юный Сергей Паршин активно занимался спортом. Сменил 14 всевозможных секций! 

- Не раз приходилось защищаться, круглое лицо и красные щеки, давали сверстникам хороший повод меня задирать.  Кстати, каждое утро я  обязательно обливаюсь холодной водой.

Сергей ПАРШИНЦветы – это остатки рая на земле

…Какая же все-таки это необъяснимая тайна – постижение красоты, ее можно извлечь практически из любых предметов, неважно, будничные они, или выставлены на аукцион по баснословной цене. Думается мне, что красоту в изобразительном искусстве, и вообще в любом ее проявлении, сложно по-настоящему оценить, измерить, тем более рациональным взглядом. Другое дело, воспитывать в себе чувство прекрасного с помощью тех, кому Богом дано такое право. Смотреть на жизнь так, как это делает Сергей Паршин, выделяя из нее самые волнующие, добрые моменты, - настоящий дар. 

Небольшое пространство галереи Сергей Паршин отдал собственным картинам, которые позволяют оценить высочайший уровень мастера, и представить, как много еще осталось «за кадром». Признаться, каждый раз бывая здесь, я в первую очередь иду не к обновленной экспозиции, а в ту часть зала, где «живут» работы Паршина.  Ими, наверно, никогда нельзя налюбоваться, охватить взглядом, пережить эмоции и закрыть, точно книгу. 

- В разные времена я писал по-разному, - заметил Сергей Паршин. – Когда-то был заострен на социальных проблемах, однако со временем поменялось настроение, взгляды на жизнь, на искусство... Сегодня не возникает желания быть таким, каким я был тогда, когда оголял несовершенство общества. Сейчас понимаю, что такие темы усложняют и так не простую жизнь.  Не хочется, чтобы человек выходил с выставки еще с большим грузом на плечах…  Художнику так важно соблюсти баланс между тем, что он думает, и что при этом пишет. На людях творческих профессий лежит большая ответственность. Мне кажется, что талант и дан человеку для того, чтобы делать мир лучше. Неважно, музыкант, писатель, художник ли это – его главная задача воспитывать зрителя, нести доброе и светлое. Искусство это в некоторой степени и идеология, а идеология бывает и гуманная, и античеловеческая. Вот если взять в качестве примера советский период, тогда государство стимулировало создание больших тематических картин. Они ценны и тем, что в них восхваляется труд человека. Да, сегодня нет такой четкой идеологии, творец находится в свободном полете. А значит нельзя забывать о личной ответственности.  
Картины Сергея Паршина – калейдоскоп лиц, сюжетов, тем. Художник поделился: чего не хватает в жизни, он воплощает в картинах. Вдохновение же - это результат кропотливого труда, только тогда муза оказывает уважение и посещает мастерскую, поэтому он сам порой одновременно работает сразу над 10-12 картинами. Каждая – под настроение. Какая работа сегодня тревожит душу, к той он и подойдет с кистью. Вдохновение, по мнению художника, это момент, когда картина пишется сама собой. 

Сергей ПАРШИН -  Мне нравится писать простых людей, зачастую на жизненном пути они встречаются неожиданно, приносят много воспоминаний и творческого вдохновения. Расскажу историю, которая связана с одной из моих последних картин «Калмык». Калмыкия -  удивительная республика, где сложились свои традиции, обычаи, свой особенный климат, где живут прекрасные люди. Приезжая туда на пленэры,  и как-то увидел седого старичка–пастуха. Пока стадо наслаждалось свободой, он присел отдохнуть на холме, удобно устроившись по соседству со старинным тополем. Вскоре я составил ему кампанию. Он делился своими мыслями и, кажется, на меня даже внимания не обращал. Случайный знакомый рассказал о себе: работал преподавателем, а когда вышел на пенсию, сменил род деятельности и признался, что впервые ощутил себя по-настоящему счастливым…

Картины Сергея Паршина завораживают: кажется, что когда-то мастеру была предоставлена возможность подсмотреть райскую жизнь, и он этот шанс не упустил. Если Паршин рисует цветы, то красками, формами, композицией поднимает их красоту до небывалых высот, если ангелов, то обязательно вкладывает в их облик какую-то важную мысль. Его «Грустный ангел» буквально просит человека, чтобы тот бережней относился к жизни, не расплескивал себя понапрасну и не утомлял своего Хранителя. 

Вообще, о картинах Паршина ходит много чудесных историй, практически мистических. Его работы висят в реабилитационных центрах и  клиниках по всему миру, говорят, что они выводят людей из тяжелых психических состояний. Когда-то нечто подобное сотворила и работа «Через мост». В Йоханнесбурге картину приобрела местная жительница, которая пережила трагедию - потеряла дочь.  Она нашла в этой работе утешение, а позже создала в Южной Африке реабилитационный центр для родителей, потерявших своих детей. 

- Абсолютно нет иллюзии, что мои картины спасут мир, но хочется надеяться, что они несут некий положительный заряд. Поверьте, я ко всяким мистическим историям относился довольно скептически, а картины оценивал через понятные в нашей среде параметры: стилистику, колорит, идею, - прокомментировал С. Паршин. - Но однажды со мной приключилась интересная история. В числе прочих художников выставил несколько работ на выставке. Подошла ко мне женщина с просьбой продать картину «Целующий дерево» и начала рассказывать об удивительных энергетических свойствах работы, будто рядом с полотном у нее прошла головная боль.  Я, конечно, не поверил, подумал - сумасшедшая. Тогда женщина провела меня по всей выставке и точно описала каждого художника, чьи картины были там представлены: рассказала как тот или иной мастер относится к людям, о его вредных привычках и характере. Я был в изумлении, потому что ее описания были невероятно точны.

Если в городе нет художников, значит с городом что-то не так…

Сергей ПАРШИНСергей Паршин активно участвует в гражданской жизни края. Он входит в состав более десяти организаций -  член советов, коллегий и комиссий… Конечно, работа в роли общественника отнимает много времени, которого и так недостает, но таким способом он помогает решить важные вопросы в сфере культуры, искусства. Он искренне верит в судьбу и в высшее предназначение художника. По его мнению, художник ощущает мир слишком чутко, остро, иногда болезненно. Но при этом добавляет: «Я не настолько талантлив, чтобы не уметь себя защищать». 

Людей искусства в наше время не жалуют особыми почестями, не наделяют большими привилегиями, поэтому в должности председателя Союза художников Ставрополья ему приходится бороться за права служителей музы, чтобы им уютно работалось в мастерских, чтобы не отвлекали постоянные хлопоты и бытовые проблемы. Он с особой грустью говорил о положении художников, его беспокоит то, что сегодня люди стали меньше интересоваться культурой в ее широком смысле.  А между тем, культура – это тоже «орган жизни». Она позволяет нам сохранять человеческое начало, а если точнее – божественное начало в человеке. Поэтому истончение культурного слоя совершенно очевидно ведет всех в бездну, а его наращивание – сдерживает, сохраняет в нас божественный образ. 
- Назовите в Юго-Западном районе Ставрополя хотя бы несколько мест, где человек может приобщиться к культуре? Зато там же пивных магазинов несчитанное количество! И что видит ребенок, который бегает по двору? Не говорить об этом сейчас, значит позволить вырасти новому поколению абсолютно бессмысленным, - размышляет Сергей Паршин. –  Сегодняшние дети «отлучаются» от культуры и искусства. Школьники с большей охотой пойдут на зрелищные попсовые «тусовки». А между прочим, в музеях и выставочных залах Ставрополя проходит много высококлассных выставок. В этом отношении нам есть чему поучиться у зарубежных коллег. За границей в рамках образовательной программы дети просто обязаны ходить по музеям. 

Одно из главных составляющих качественной жизни – это наличие настоящего искусства. Люди должны иметь природную потребность в нем. Ведь искусство лечит, обогащает, возвращает гармонию. Сам процесс посещения выставки, знакомства с работами художника -  абсолютно загадочная вещь. Из последних сил, на последние деньги нужно сохранять эти учреждения, в которых работают, кстати, не самые богатые люди и продолжают поддерживать весь этот призрачный мир. Если в столицах наблюдается достаточно мощный поток выставочной  деятельности, то в регионах это все делается фактически на полном энтузиазме или вопреки многим обстоятельствам. Я сейчас даже не говорю о стимулировании художников на создание новых произведений. Ведь в советское время они могли в течение нескольких месяцев работать над одним замыслом. Сегодня это непозволительная роскошь. Получается, что в нынешнее время художники творят вопреки обстоятельствам. Я уверен в том, что власти разных уровней должны задуматься об этом. Думать о художниках, создавать им благоприятную среду для творчества – вот что важно. Если в городе нет художников, значит с городом что-то не так… 


Лусине ВАРДАНЯН.
Фото из личного архива художника.


<< К оглавлению >>


Рейтинг Известных людей

Посмотреть весь рейтинг

Голубев
Василий Юрьевич
Ростовская область
Ткачев
Александр Николаевич
Краснодарский край

Тимофеева
Ольга Викторовна
Ставропольский край
Устинов
Владимир Васильевич
Ростовская область
Савичев
Роман Валерьевич
Ставропольский край
Фадзаев
Арсен Сулейманович
Республика Северная Осетия-Алания

Кадыров
Рамзан Ахматович
Республика Чечня
 
Другие проекты asrv.ru vestnikxp.ru ludiuga.ru
© «Известные люди Юга России» Обратная связь Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru