Последние комментарии
Наши контакты
Журнал «Известные люди России» №1 (7)
Журнал «Известные люди Юга» №6(№5)(№4)(№3)(№2)(№1)

Читайте нас:  

   
25 сентября 2018

Зарема Бутаева

Инвестиция в человеческий капитал – лучшее из вложений

 Дагестан – самый многонациональный регион Юга России, уникальный по этническому составу и культурно-историческим традициям. В его основе – несколько десятков народов, имеющих неповторимую этнографическую стилистику, хореографию, язык, фольклор и разнообразные виды художественных ремесел. Свой взгляд на перспективы развития культуры республики журналу «Известные люди Юга» представляет министр культуры Дагестана Зарема Бутаева.

- Зарема Ажуевна, как вы полагаете, происходящие в последние годы перемены дают основание говорить о новой стратегии развития государственной политики в области культуры? 

- С уверенностью могу заявить, что для создания качественной культурной среды в Дагестане сделано немало -  и многие преобразования, инициатором которых является глава республики Рамазан Абдулатипов, уже приносят свои благие плоды. Как вы знаете, в 2014 году в Дербенте был создан Музей истории мировых культур и религий, который сразу стал одной из достопримечательностей древнего города. Это центр, живущий своей интересной и насыщенной жизнью, в его стенах уже  реализуются всероссийские и международные творческие проекты, ведутся просветительские семинары и проводятся выставки современного искусства. Там же, в  Дербенте в 2015 году за счет внебюджетных средств произведены работы по открытию Музейного комплекса «Дом Петра Первого», который теперь является одной из важных и посещаемых достопримечательностей республики.

В рамках приоритетного проекта развития Республики «Человеческий капитал» был создан Театр поэзии «От Пушкина до Гамзатова и…», который активно приобщает жителей и гостей республики к лучшим образцам национального и мирового поэтического и художественного наследия. С течением времени этот поэтический театр стал востребованной арт-площадкой - особая атмосфера камерности поэтических встреч уже завоевала аудиторию и пользуется заслуженным вниманием поклонников поэзии всех возрастов. В 2014 году после тридцатилетнего перерыва в столице Дагестана вновь открыла свои двери обновленная Летняя площадка Дагестанской государственной филармонии, где сейчас проходят масштабные концерты, международные музыкальные и даже кинофестивали. Махачкалинцы и гости столицы с удовольствием посещают такой концертный зал под открытым небом. 

По поручению Рамазана Абдулатипова в красивейшее историческое здание, расположенное в старой части Махачкалы, перенесен Дагестанский государственный объединенный исторический и архитектурный музей им. А.Тахо-Годи, ныне Национальный музей, официальное открытие которого после капитального ремонта состоялось 4 октября 2016 года. В нынешнем году открыт мемориал общей памяти и судьбы «Ахульго» в Унцукульском районе, на месте одной из главных битв Кавказской войны 1817−1864 гг.

- Насколько успешно идет процесс интеграции дагестанской культуры в российское и мировое культурное пространство?

 - Об этом можно судить по насыщенному графику выставочных проектов, фестивалей и концертов ведущих творческих коллективов республики. В 2014 году состоялись Дни Дагестана в Государственной Думе Российской Федерации, где были представлены современная живопись, декоративно-прикладное, хореографическое искусство и фольклор. В следующем 2015 году Россия масштабно отпраздновала 2000-летие города Дербента. Главные торжества прошли 19 сентября в Дербенте, в них приняли участие свыше 5 тысяч человек, в том числе гости из 40 регионов России и ряда зарубежных стран. Освещали юбилей Дербента более 400 российских и зарубежных журналистов.

В ноябре 2015 года в Государственном Кремлевском Дворце состоялся показ праздничной программы, посвященной 2000-летию основания города Дербента. В Государственном историческом музее в Москве также была представлена выставка дагестанского искусства «Дербент-2000. Дагестан, Россия», которую посетил Президент РФ Владимир Путин. А в декабре того же года состоялись Дни культуры Дагестана и Дербента в Париже, в штаб-квартире ЮНЕСКО.

Столь же успешно прошли Дни Республики Дагестан в Азербайджанской Республике. Во Дворце Гейдара Алиева в Баку была экспонирована выставка «Искусство народов Дагестана», представлена музыкально-театрализованная программа, посвященная юбилею Дербента. Также в рамках Дней состоялись выступления театральных организаций и исполнителей в Хачмазе, Белоканах и Гусары.

В феврале 2017 года состоялись Дни Республики Дагестан в Кабардино-Балкарской Республике, а в апреле Дни Республики Дагестан в Ставропольском крае, где в культурном блоке была показана музыкально-театрализованная программа «Мой Дагестан». Совсем недавно прошли Дни Ставрополья в Дагестане, когда наши соседи привезли замечательную культурную программу и познакомили с ней дагестанского ценителя. 

Наши хореографические, театральные коллективы являются постоянными участниками международных, всероссийских фестивалей и конкурсов. Только за последние годы дагестанские артисты стали победителями фестивалей во Франции, Венгрии, Македонии, Болгарии, Чехии.

 Думаю, эта работа поступательно и целенаправленно ведет к одному – культурному диалогу и развитию добрососедских отношений. 

– Что делается для развития народных художественных промыслов и ремесел - основного фактора возрождения народного творчества?

–  Этот вопрос находится в компетенции министерства по туризму и народным художественным промыслам республики. Действительно, традиционные художественные промыслы, наряду с фольклорным наследием во многом определяют национально-этническое своеобразие художественной культуры дагестанцев. Исторически Дагестан располагал самым большим на Северном Кавказе количеством кустарных производств, которые имеют многовековые традиции, самобытные технологии и эстетические каноны, и, несомненно, представляют интерес. Это керамика, резьба по дереву и камню, ковроткачество, вышивка шелком и золотом, бронзолитейное, медно-чеканное, оружейное и ювелирное дело, насечка металлом по дереву, выделка кожи и войлока и другие. Многие центры художественных ремесел дошли до наших дней. Это всемирно известный аул златокузнецов Кубачи, лакский аул гончаров Балхар, аварские селения Гоцатль (металлообработка) и Унцукуль (инкрустация дерева металлом), Табасаран (ковроткачество).

К сожалению, кризис 1990-х годов сильно отразился и на промыслах Дагестана. Были закрыты многие производства, перестали функционировать ковроткацкие фабрики в южном Дагестане, художественные комбинаты в Унцукуле, Кубачи, Гоцатле, Балхаре сократили объемы. Переход  к рыночной экономике, приватизация, отпуск цен не просто усугубили ситуацию в отрасли, но и привели к катастрофическим последствиям. Закрылись десятки предприятий, начался отток сельского населения в города республики и за ее пределы, еще больше нарушился веками выработанный традиционный уклад жизни, обесценивались нравственные и эстетические идеалы народа, деградировал вкус. Влияние масскультуры на сознание народа, переориентация его на чуждые идеалы и вкусы, стремление к быстрому обогащению, гламуру и псевдороскоши еще больше разрушали традиционные ценности. Именно тогда начала безвозвратно уходить в прошлое старая культура, а ее предметный мир – обесцениваться. Но с начала 2000-х интерес к традициям стал возрождаться. Для некоторых промыслов толчком к возрождению послужил интерес западных исследователей. Так случилось с практически утраченным искусством кайтагской вышивки, ковроделием, производством холодного оружия.

В настоящее время в Дагестане имеется более 20 предприятий, производящих изделия народных художественных промыслов, в том числе семь государственных и четыре муниципальных. Кроме того, производством изделий народных художественных промыслов занимается более 500 индивидуальных предпринимателей. Всего в этой сфере занято более 2,5 тысяч человек, проживающих, в основном, в горных и предгорных районах республики.

- Как ведется культурно-просветительская работа среди подрастающего поколения дагестанцев – с учетом особенностей специфики региона, менталитета и условий проживания? 

- Я с большим удовольствием хочу отметить, что в последние годы наметилась очень хорошая тенденция - благодаря реализации ряда масштабных проектов. Среди них -  бесплатный абонемент «Культура – детям Дагестана», «Творческий десант», «Мастера сцены – жителям Дагестана», общеобразовательная программа «Уроки в музее». В частности, «Культура – детям Дагестана» - уникальный для республики, стратегически важный просветительский проект, открывающий доступ к лучшим образцам профессионального творчества – театрального, исполнительского и художественного - детям из самых отдаленных уголков Дагестана. За три с половиной года в нём приняли участие свыше 20 тысяч школьников. По другому проекту «Мастера сцены – жителям Дагестана» театрально-зрелищные организации выезжают с гастролями, демонстрируя местным жителям свои лучшие спектакли и концертные программы.

- Что предпринимается для развития культурной инфраструктуры в сельской местности?

- В Дагестане, который является южным форпостом России, по инициативе главы республики на смену опустевших, малопривлекательных культурно-досуговых учреждений в селах пришли Центры традиционной культуры народов России. Конечная цель – сделать их центрами роста культуры территорий, сохранения и развития её потенциала. В настоящее время в республике создано чуть более 300 центров во всех 52 муниципальных образованиях. Подготовлена и издана книга-альбом «Центры традиционной культуры народов России» и карта центров, рассказывающая об их многожанровой деятельности, культурных традициях и народных ремеслах дагестанцев. Это настоящий путеводитель по традиционному искусству Дагестана. Кроме того, на карте представлена иллюстрированная информация о национальных костюмах, традиционных музыкальных инструментах, народных художественных промыслах и ремеслах каждого муниципального образования. Благодаря подобной информации можно получить полное представление о том, каким народным искусством славится тот или иной район. Карта, несомненно, будет интересна и полезна не только специалистам в области культуры, фольклора, но и школьникам, студентам и гостям республики.

- А что представляют сегодня эти центры, какие цели достигнуты с их появлением?

- Помимо того, что у сельского жителя появилась свое «арт-фолк-пространство», в этих учреждениях воссоздаются интерьеры кунацких, которые в горских домах были парадными комнатами для гостей, убранными коврами, старинным оружием, посудой. Сегодня это своеобразные этномузеи, где проводятся экскурсии для всех желающих, где рассказывают о традициях данной местности, угощают национальными блюдами. Отрадно отметить, что во многих центрах уже заработали мастерские-лаборатории, которые занимаются возрождением художественных ремесел. В них реконструируются старинные обряды, проводится аналитическая и научно-методическая работа по фиксации объектов нематериального культурного наследия. На сегодняшний день во Всероссийский реестр уже включены четыре дагестанских объекта: «Игби» в Цунтинском районе, «Поливного канала» в Гумбетовском районе, «Новруз» в Дербентском районе, «Первой борозды» в селах Дагестана.

Большое внимание в деятельности центров уделяется сохранению декоративно-прикладного искусства и возрождению исконных промыслов. К примеру, в Центре традиционной культуры «Кайтаги», благодаря грантовой поддержке возродили уникальное женское ремесло – традиционную кайтагскую вышивку - и тайнам этого рукоделия обучают всех желающих. В этом году Дагестан вошел в число регионов, которым определены средства на модернизацию 11 сельских культурно-досуговых учреждений. И это только часть той масштабной работы, которая проводится в сфере культурного строительства в республике с конца 2013 года.

Сегодня центры - это та область, где в условиях автономного развития, возможно сохранение и развитие не только единого культурного пространства отдельной народности, но и углубление творческих связей, сотрудничества между регионами. В них представлены экспозиции этнокультурного наследия: предметы быта и старинная домашняя утварь, национальные костюмы, музыкальные инструменты. Создаются мастерские по народным промыслам: тастароплетению, ковроткачеству, резьбе по дереву, изготовлению музыкальных инструментов в селах Бабаюрт, Нижнее Казанище, Вачи, Унцукуль, Маджалис, Уркарах и др. Центры традиционной культуры народов России сел Сергокалинского, Левашинского, Хунзахского районов и некоторых других создали кунацкие, где посетителей знакомят с этнокультурой народов Дагестана, готовят национальные блюда.  

Работники Центра Цунтинского района восстановили старинный женский дидойский костюм и уникальные головные уборы. При центре вновь начал функционировать фольклорный ансамбль «Цези», в репертуаре которого самобытные дидойские танцы и песни на местном диалекте. В Центре Новолакского района создан фольклорный ансамбль «Дараччи»; в селе Маджалис открыта и действует студия народно-прикладного творчества «Кайтагская вышивка», где возрождаются традиции древнего женского рукоделия.

При поддержке центров проводятся праздник поливного канала в Гумбетовском, зимний обрядовый праздник «Урхобай» в Чародинском, обряд жатвы в Левашинском, выход невесты к роднику в Хунзахском; праздники встречи весны «Новруз», «Эбелцан», «Яран-Сувар» в Табасаранском, Дербентском, Хивском, «Интнил хьхьу» в Кулинском, Лакском, Новолакском, «Масленица» в Кизлярском и Тарумовском районах, первой борозды в разных районах Дагестана. 

- Материально-техническая база центров, естественно, устаревает. Делается ли что-то для оснащения их всем необходимым?

- Ещё в 2014 году главой Дагестана был выделен грант по 1,5 млн. рублей пятнадцати лучшим центрам традиционной культуры народов России на развитие материально-технической базы. Также при поддержке Министерства культуры РФ проводятся капитальные ремонты учреждений культуры, ведется работа по приобретению инвентаря, звуко- и светотехнического оборудования, автотранспорта и др.
  
 По информации из районов многие центры существенно улучшили свое состояние: приобрели музыкальные инструменты (пандуры, агач-кумузы, аккордеоны, баяны, бубны и др.), звукоусилительную аппаратуру (микрофоны, колонки и др.). Многие центры приобрели швейные машинки или ткацкие станки, сшили национальные костюмы для своих творческих коллективов.  

- В Дагестане, где многие традиции прививаются с детства, издревле было развито семейное художественное творчество канатоходцев, ашугов или златокузнецов. Сегодня необходимо поддерживать и развивать эти виды народного искусства. Начинать надо с юного поколения?

- Могу сказать, что в центрах традиционной культуры народов России проводятся художественно-творческие проекты для детей и с участием детей. Среди них «Золотые звездочки Кавказа», «Маленькие горцы», «Мир начинается с детства», «Энемжая», «Серпантин дружбы», «Дети гор», «Золотые ручки», «Мы за мир на планете» и др. Центры сегодня - один из способов сохранения и развития народного искусства и культурных традиций. В них создаются новые фольклорные коллективы, которые порой являются единственной средой бытования народных исполнительских искусств, сохранения национальных инструментов и костюмов. В республике действуют около 100 фольклорных ансамблей, народных вокальных групп, сводных фольклорных коллективов. 

Во всех центрах традиционной культуры народов России имеются талантливые исполнители народных и современных национальных песен. Во многих функционируют вокально-инструментальные ансамбли. Повсеместно открываются студии-кружки по обучению игре на сазе, пандуре, чунгуре, зурне, агач-кумузе и других музыкальных инструментах. Подобные студии уже есть в центрах Магарамкентского, Ботлихского, Левашинского, Сулейман-Стальского, Дахадаевского, Кайтагского, Сергокалинского и некоторых других районов. Созданы ансамбли пандуристов и зурначей в центрах традиционной культуры народов России Левашинского и Дахадаевского районов.

Одной из задач центров является сохранение и развитие традиций семейного художественного творчества. К примеру, Республиканский фестиваль «Семья Дагестана» ежегодно проходит в Сергокалинском районе при поддержке администрации муниципального района и собирает семейные ансамбли из всех уголков республики. Они представляют любительское семейное творчество во всем жанровом многообразии: фольклор, инструментальное исполнение, народный и эстрадный вокал, хореографическое искусство. В рамках республиканского фестиваля также при поддержке глав муниципальных районов в центрах Ахтынского, Бабаюртовского и Чародинского районов проходят зональные фестивали семейных творческих коллективов. Традиционными стали республиканские праздники канатоходцев, народных костюмов, фольклорных традиций, национальных и исполнительских искусств: «Пагьламан» и «Наследие» в Кулинском районе, фестивали «Поэзия народного костюма», «Голос гор», «Играй, гармонь!» в Левашинском районе, праздник «Шори Ники» в Дербенте, фестиваль зурначей в Дахадаевском районе, праздники «Казачье подворье» и «Русь народная» в Кизлярском районе, «Севиндж» и «Золотая осень» в Дербентском районе, фестиваль «Слава казачья» в Кизляре, фестиваль «Аварское Койсу – река дружбы» в Шамильском районе, республиканские проекты «Новруз» и «Масленица». 

Мне хочется отметить, что в рамках этой работы уделяется внимание и развитию детского художественного творчества, патриотическому воспитанию. Хороший опыт накоплен во многих районах и городах, где совместно с образовательными учреждениями проводятся смотры-конкурсы военно-патриотической песни, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных военных конфликтов, молодежные конкурсы, праздники, фестивали и тематические вечера.

– Насколько остро стоит проблема обеспечения кадрами учреждений культуры, повышения престижа профессий?

– Главным, конечно, остается вопрос стимулирования творческого труда, повышения заработной платы и в целом содействия росту престижности профессий в сфере культуры. Наряду с этим министерство остро заинтересовано в повышении квалификации работников. В связи с этим предстоит осуществить ряд мер по поддержке театров и концертных организаций, которые нуждаются не только в обновлении технического оснащения, улучшении материальной базы, но особенно в кадровом пополнении. Главным условием решения проблемы является создание социальных условий для привлечения и закрепления специалистов – в первую очередь наличие ведомственного жилья, служебных квартир, а также общежития для учащихся. Наличие жилого фонда позволит применить практику приглашения необходимых специалистов и закрепить выпускников творческих вузов.

- Сегодня важно использовать новые возможности для коммуникативных связей в продвижении культурных месседжей – социальные сети наряду с телевидением овладели существенной частью аудитории, информационные потоки идут мимо печатной журналистики и с каждым днем захватывают все больший и больший сегмент внимания современного человека.  Как обстоит дело с налаживанием коммуникаций в этой сфере? 

 - Сегодня у нас происходит множество позитивных изменений, реализуется большое количество созидательных инициатив и очень важно рассказывать о них как можно большему числу людей, грамотно и всесторонне освещать позитивные изменения культурной жизнь Дагестана. Мы стараемся идти в ногу со временем, придавая значение всем инструментам медийного воздействия. Рассказ о деятельности учреждений культуры, всех происходящих событиях производится в режиме реального времени в Инстаграмме, Фейсбуке, Твиттере, благодаря этому процесс воздействия на целевую аудиторию значительно упрощается, и мы налаживаем прямой контакт со своими зрителями, читателями и поклонниками дагестанского искусства.

Недавно мы подписали соглашение о сотрудничестве министерства культуры с республиканскими коммерческими каналами. В рамках договора сторонами было решено проводить совместную работу по подготовке передач, посвященных вопросам развития культуры, фольклора, традиций и обычаев народов Дагестана. Для этого мы стараемся привлечь людей различного возраста, интересов, сфер деятельности, культурных предпочтений к событиям, происходящим в культурно-информационном пространстве республики 

  – На ваш взгляд, каким сегодня должно быть основное содержание государственной культурной политики?

– В первую очередь это духовное совершенствование человека и общества, где на новом этапе инновационного развития человек остается хранителем и продолжателем историко-культурных традиций, но вместе с тем осознает себя гражданином единой многонациональной страны, понимающим и принимающим общность смыслов и ценностей нашей российской цивилизации.

Мы стараемся сделать максимум возможного для выполнения государственной задачи обеспечения в сфере культуры качественно нового уровня развития и влияния в обществе. Вложение в культуру означает инвестирование в «человеческий капитал», который был и остается главной основой государства, условием успешного будущего страны.


Беседовала Сабира Исрапилова
Фото пресс-службы министерства культуры РД

Рейтинг Известных людей

Посмотреть весь рейтинг


Кадыров
Рамзан Ахматович
Республика Чечня
Ткачев
Александр Николаевич
Краснодарский край

Тимофеева
Ольга Викторовна
Ставропольский край
Голубев
Василий Юрьевич
Ростовская область
Фадзаев
Арсен Сулейманович
Республика Северная Осетия-Алания
Савичев
Роман Валерьевич
Ставропольский край
Устинов
Владимир Васильевич
Ростовская область
 
Другие проекты asrv.ru vestnikxp.ru ludiuga.ru
© «Известные люди Юга России» Обратная связь Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru