Последние комментарии
Наши контакты
Журнал «Известные люди России» №3 (9)№2 (8)№1 (7)
Журнал «Известные люди Юга» №6(№5)(№4)(№3)(№2)(№1)

Читайте нас:  

   
29 июня 2022

«Детектор лжи» для компаний

В Госдуму внесен законопроект, разработанный Центральным банком России (ЦБР), цель которого создание единой межбанковской информационной платформы «Знай своего…

Роман Савичев

В Госдуму внесен законопроект, разработанный Центральным банком России (ЦБР), цель которого создание единой межбанковской информационной платформы «Знай своего клиента». Эта платформа на базе ЦБР позволит кредитным учреждениям оценивать законопослушность своих клиентов — компаний, благонадежность которых будут определять с помощью «светофора». Их поделят на три категории с точки зрения риска проведения сомнительных операций: красную, желтую и зеленую. Фирмы, попавшие в красную зону, станут изгоями и в перспективе смогут лишиться денег на счетах, которые предлагается изымать в пользу бюджета. О плюсах и минусах законопроекта — комментарий известного в нашем регионе эксперта Романа Савичева, Героя труда Ставрополья, генерального директора ОАО «Юридическое агентство «СРВ».

– Поправки вносятся в закон «О центральном банке» и в основной «антиотмывочный» закон №115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», который в последние годы значительно корректируется и вбирает в себя новые дополнения и изменения, учитывая веяния времени, – отмечает Роман Савичев. – На этот раз потребовалось изменить регламент взаимодействия ЦБР с банками при выявлении подозрительных клиентов.

Сразу возникает вопрос, зачем это понадобилось: неужели Центробанк не доверяет банкам, которые должны самостоятельно выстраивать деловые отношения с клиентами? Ну, во-первых, доверяй, но проверяй, а, во-вторых, в большей степени речь, наверное, идет не о дополнительном контроле, а все-таки о помощи. У банков накоплена своя солидная база-досье на клиентов, и они обязаны следить за каждым их шагом на предмет соответствия «антиотмывочному» законодательству. Однако более актуальные сведения, причем централизованного характера, содержатся все-таки в «закромах» ЦБР. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, в Центробанке «сформирована и постоянно актуализируется база типологий подозрительных операций и их участников, которые на протяжении последних нескольких лет доводятся до банков для корректировки их собственных «противолегализационных» процедур. Оценки регулятора и банков по клиентам и их операциям совпадают более чем на 95%».

Как следует из документа, банки по-прежнему будут передавать сведения о сомнительных операциях в ЦБР и Росфинмониторинг. А Центробанк, в свою очередь, будет оперативно извещать кредитные организации о комплаенс-рисках в тех или иных операциях с помощью вновь созданного централизованного информационного сервиса «Знай своего клиента». Через эту платформу банки в онлайн-режиме смогут получать качественную информацию об уровне риска по клиентам и их контрагентам, чтобы использовать ее при реализации «антиотмывочных» процедур. Но это еще не всё: платформа «Знай своего клиента» поможет Центробанку (в этом вся соль законопроекта!) запустить механизм разделения клиентов на три группы в зависимости от уровня риска: красную, желтую или зеленую, что уже окрестили принципом светофора. Этакий детектор лжи для компаний. И на законодательном уровне будет зафиксирован алгоритм работы с клиентами в зависимости от зоны риска.

В пояснительной записке говорится, что в отношении фирм (или ИП) с низким зеленым уровнем риска — а таковых в России подавляющее большинство — не должны применяться меры в виде отказа в открытии банковского счета, не допускается отказ в проведении операций по переводу денежных средств иным юрлицам и индивидуальным предпринимателям, которые также работают в «зеленой» зоне. Однако, операции «зеленых» с «желтыми» и тем более с «красными» контрагентами могут столкнуться с отказом банка или блокировкой доступа к системам дистанционного обслуживания, если кредитная организация заподозрит отмывание доходов в операциях по списанию денег в пользу физлиц, снятию наличных, при переводе денег в зарубежные банки.

Желтая зона клиентов — промежуточная. Если специалисты Центробанка или Росфинмониторинга заметят в их деятельности признаки сомнительности, то светит приостановка операций. Ну и «желтым» очень не рекомендуется дружить с «красными», чтобы не нарваться на санкции.

Компании, отнесенные к красной зоне (таковых, по данным ЦБР, менее процента), имеют самый высокий риск вовлеченности в сомнительные операции. По сути, это изгои. В отношении таких клиентов устанавливается запрет на проведение любых операций (как собственных, так и в их адрес), запрет или прекращение доступа к услугам по переводу денег с использованием сервиса быстрых платежей ЦБР.

Однако, любая система, а тем более люди могут ошибаться, а между тем отнесение компании в красную зону фактически означает полную остановку бизнеса. Возможна ли реабилитация? Да такая процедура предусмотрена в законопроекте: «красный» сможет в течение полугода обратиться в межведомственную комиссию при Центробанке, чтобы доказать невиновность в нарушении «антиотмывочного» законодательства, и повысить свой рейтинг, например, до желтого. Если «красный» клиент не воспользовался в течение этого срока правом на защиту своих интересов, то кредитное учреждение будет обязано расторгнуть с ним договор банковского счета (вклада).

Довольно жесткая мера. Однако в законопроекте содержится еще одна суровая норма, которая наверняка вызовет неприятие юридического сообщества. Дело в том, что после расторжения договора с «красным» клиентом банк должен будет в течение пяти дней перечислить денежные средства со счета такого лица в бюджетную систему. Я думаю, это недоработка: даже подозрительные средства нельзя изымать в бюджет без решения суда. Право собственности гарантировано Конституцией. Уверен, что ко второму чтению в Госдуме это недоразумение будет устранено. В целом же следует признать, что предлагаемые Центробанком поправки призваны уменьшить нагрузку на добросовестных предпринимателей за счет снижения превентивных ограничительных мер со стороны банков.

Говоря о корректировках основного «антиотмывочного» закона № 115, хочу также обратить внимание на еще одни свежие поправки, которые уже прошли в парламенте первое чтение. Требования этого закона, как считают разработчики, не должны распространяться на религиозные организации (юридические лица), которые производят и реализуют свечки, иконы, литературу, одежду служителей культа и т. д. Эти организации, в том числе созданные ими юридические лица, предлагается освободить от обязанности собирать, хранить и предоставлять информацию о своих бенефициарных владельцах. Логика здесь есть: религиозные организации не имеют бенефициаров в смысле, подразумеваемом федеральным законом. Физлица не владеют религиозными организациями, которые, кстати, не имеют уставного капитала.

Андрей ВОЛОДЧЕНКО


Источник

Рейтинг Известных людей

Посмотреть весь рейтинг


Казакова
Ольга Михайловна
Ставропольский край
Ткачев
Александр Николаевич
Краснодарский край

Кадыров
Рамзан Ахматович
Республика Чечня
Савичев
Роман Валерьевич
Ставропольский край
Голубев
Василий Юрьевич
Ростовская область
 
Другие проекты asrv.ru vestnikxp.ru ludiuga.ru
© «Известные люди Юга России» Обратная связь Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru