Последние комментарии
Наши контакты
Журнал «Известные люди России» №2 (8)№1 (7)
Журнал «Известные люди Юга» №6(№5)(№4)(№3)(№2)(№1)

Читайте нас:  

   
05 декабря 2021

Следующая «пьяная» остановка – три года тюрьмы

В скором времени за повторное вождение в нетрезвом виде водителям будет «светить» до трех лет тюрьмы.

Роман Савичев

В скором времени за повторное вождение в нетрезвом виде водителям будет «светить» до трех лет тюрьмы. Соответствующий законопроект, ужесточающий наказание за езду «под мухой», Правительство РФ недавно внесло в Госдуму. А если пьяное ДТП повлекло тяжкие последствия, предложено конфисковать автомобиль. Комментирует эти новации известный в нашем регионе эксперт Роман Савичев, Герой труда Ставрополья, генеральный директор ОАО «Юридическое агентство «СРВ».

– Поправки затронут статью 264.1 Уголовного кодекса РФ (нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию). То есть речь идет о тех пьяных водителях, которых не убедил штраф в соответствии с КоАП, и они повторно сели за руль нетрезвыми и попались полиции, за что уже наступает уголовная ответственность, – отмечает Роман Савичев. – Статистика фиксирует ежегодный рост числа происшествий с участием нетрезвых водителей, и при этом отмечен существенный рост преступлений среди тех, кто уже привлекался к уголовной ответственности за аналогичные деяния.

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, в 2020 году доля рецидивистов среди любителей пьяной езды составила 20% (в 2029 году — 15%, в 2018-ом — 10%). А в некоторых субъектах РФ этот показатель вообще зашкаливает, например, в Удмуртии — 49%, в Мурманской области — 30%. Между тем судебно-следственная практика говорит о том, что совершение повторных преступлений по статье 264.1 УК не влечет для виновных более строгой ответственности. Антирекорд поставил один калининградец, который за год совершил 14 преступлений по этой статье, а в качестве наказания получил лишь обязательные работы. Как правило, и по другим аналогичным фактам суды назначают такое же мягкое наказание. К сожалению, в миру часто подобные преступления воспринимаются как незначительные правонарушения, и граждане, не боясь ответственности, опять садятся за руль пьяными.

Вот почему наказание решено ужесточить. Правительство РФ предлагает увеличить штрафы до 300 000 — 500 000 рублей (сегодня 200 000 — 300 000) или в размере заработной платы от двух до трех лет. Срок лишения свободы будет увеличен с двух до трех лет, а обязательные работы вообще исключат как чересчур мягкую меру воздействия. Кроме того, за пьяное вождение предусматривается запрет занимать определенные должности до шести лет, а также исправительные работы до двух лет.

Среди тех, кто горячо поддерживает идею сурово наказывать водителей, повторно садящихся за руль «под мухой», есть и предлагающие конфискацию автомобиля (или другого транспортного средства), с помощью которого совершено преступление. Соответствующий законопроект также недавно поступил в Госдуму. Предлагается внести поправки в статью 104.1 УК (конфискация имущества), предусматривающие конфискацию автомобиля у пьяного водителя, по вине которого наступили тяжкие последствия или смерть человека. Конфискация транспорта именно в рамках Уголовного кодекса предлагается только в отношении пьянчуг, ранее уже подвергнутых административному наказанию. А доля таковых при совершении пьяных ДТП очень высока. В Пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в 2019 году в дорожно-транспортных происшествиях погибли 16 981 человек, из которых 4400 — по вине нетрезвых водителей (в 2020 году в каждом десятом смертельном ДТП был виновен пьяный лихач).

Авторы документа отмечают, что идея конфискации автомобиля у нетрезвых владельцев уже реализована в некоторых странах, например, во Франции, Литве и Швейцарии. А в Белоруссии только слухи о принятии такого закона (вступил в действие в 2013 году) снизили число пьяных ДТП на 42%, а число погибших — на 60%.

Следует признать, что проекты законов, предусматривающие конфискацию автомобилей или их залог до уплаты штрафа, неоднократно ранее вносились в Госдуму, но они либо сразу отклонялись, либо начинали «буксовать» по разным причинам. Хотя МВД двумя руками «за». В качестве аргумента приводится низкая собираемость штрафов по нетрезвому вождению. Почему так происходит? Большинство из тех, кто впервые попался в сети ГИБДД пьяными, просто не имеют 30 тысяч для уплаты штрафа. А стоимость их автомобилей, как правило, небольшая — 50-100 тысяч. Если ввести даже не конфискацию, а залог — такие горе-водители не смогут выкупить авто. А нет машины — нет и преступления.

Отрицательно относится к конфискации Верховный суд РФ и обосновывает свою позицию тем, что даже при пьяном ДТП виновный водитель не преследовал цель причинения вреда жизни или здоровью человека, и поэтому нет оснований рассматривать автомобиль как орудие преступления. Есть еще один аргумент «против»: за рулем авто, на котором совершено ДТП с тяжкими последствиями, мог сидеть не его владелец, а посторонний человек, вписанный в страховой полис. Мол, за что отнимать машину у невиновного… Знаете, я как и очень многие — сторонник применения самых жестких мер, лишь бы не допустить за руль нетрезвых лихачей, отнимающих чужие жизни. И если владелец автомобиля вписывает кого-то в страховой полис, то должен быть уверен, что тот, во-первых,не любитель «заложить за воротник», а во- вторых, ранее не привлекался к ответственности за пьяную езду. Здесь можно привести аналогию с небрежным хранением огнестрельного оружия (статья 224 УК). Уголовная ответственность для владельца возникает, если в результате его небрежности оружием воспользовался кто-то другой, ранив или убив человека. Наказание предусмотрено и в случае, если владелец дал оружие другому лицу — поохотиться, а тот совершил преступление.

Надеюсь, что в этот раз законопроект о конфискации автомобиля за пьяную езду все-таки будет принят депутатами и получит путевку в жизнь. Гражданское общество, уверен, такую меру поддержит.

И в заключение, раз уж зашел разговор о вождении «под мухой», обращаю внимание читателей на еще один любопытный законопроект. Документ предлагает дать судьям полномочия обязывать водителей, пойманных за рулем в состоянии опьянения, пройти лечение от алкоголизма. Но этот законопроект, как мне кажется, имеет мало шансов для принятия. Во-первых, пьяное ДТП не всегда свидетельствует, что человек алкоголик, которого надо лечить без его согласия. А во-вторых, реализация этой инициативы потребует дополнительной нагрузки на врачей и полицейских. А увеличение их штатов вряд ли входит в планы Правительства РФ.

Андрей ВОЛОДЧЕНКО


Источник

Рейтинг Известных людей

Посмотреть весь рейтинг

Голубев
Василий Юрьевич
Ростовская область
Ткачев
Александр Николаевич
Краснодарский край
Савичев
Роман Валерьевич
Ставропольский край

Казакова
Ольга Михайловна
Ставропольский край

Кадыров
Рамзан Ахматович
Республика Чечня
 
Другие проекты asrv.ru vestnikxp.ru ludiuga.ru
© «Известные люди Юга России» Обратная связь Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru