Последние комментарии
Наши контакты
Журнал «Известные люди России» №2 (8)№1 (7)
Журнал «Известные люди Юга» №6(№5)(№4)(№3)(№2)(№1)

Читайте нас:  

   
19 августа 2019

Роман САВИЧЕВ: "Эта Дума не будет воровать..."

Закончились выборы в Государственную Думу Ставропольского края IV созыва. Достойные получили заветные краснокожие мандаты, а самые достойные - руководящие посты в региональном парламенте и серьезные рычаги власти, с помощью которых можно реализовать если и не все, то многие предвыборные обещания, данные электорату. Было бы желание. 

 Даже конфликт на первом заседании ГДСК, когда часть депутатов покинула зал "в знак протеста", а оставшееся эсеровское крыло без помех избрало председателем Думы Андрея Уткина, вряд ли способен повлиять на политический расклад сил в краевом парламенте. "Справедливая Россия" победила, демарш единороссов и иже с ними, и даже возможный судебный иск, которым пригрозили обиженные, - это все игрушки, рассчитанные на неискушенную публику, выпуск пара, оставшегося после предвыборной гонки. Уверен, что все скоро устаканится: среди нынешних пятидесяти депутатов, к счастью, мало упертых партийцев, способных "за идею" (или отнятую должность) стоять пять лет на баррикадах. У многих из депутатов, сделавших разные ставки, столько общего в жизни и в бизнесе, в планах и задачах, что ни партийный ярлык, ни кандидатура председателя Думы не способны вбить между ними клин и привести, например, к серьезному парламентскому кризису. Они обречены проводить единую политику, причем "заземленную", приближенную к нуждам разболтанной ныне экономики края. 

 Конечно, предстоит проанализировать выборы, трезво оценить данные обещания, определить цели… Вероятно, на страницах "Ставрополки" появится не один материал, посвященный этим проблемам. А пока же мы предлагаем читателям газеты интервью депутата ГДСК от ЛДПР Романа Савичева, генерального директора хорошо известного в крае и за его пределами юридического агентства "СРВ". Человек он малополитизированный и не склонный в своих оценках руководствоваться эмоциями, которые пока кипят в стане двух тяжеловесов - эсеров и единороссов. Другое достоинство Р. Савичева - он единственный в нынешнем составе Думы практикующий юрист (кроме него есть несколько человек с юридическим образованием, но работают, как говорится, не по специальности), причем высокого класса. Вероятно, в краевом парламенте он станет членом одного из ключевых комитетов - по вопросам законности, правопорядка и правовой защиты граждан. Роднит Р. Савичева со многими депутатами из "новых" то обстоятельство, что он из когорты людей, "сделавших себя": выросший в обычной семье, рано оставшийся без отца, сумел получить два высших образования - юридическое и экономическое. Уже в двадцать пять лет был заместителем генерального директора компании "Росгосстрах-Ставрополье", имеющей десятки филиалов в крае и многотысячный коллектив. 

 

Сейчас Роману Савичеву 35, его детище "СРВ" скоро отметит десятилетие, на счету сотрудников фирмы около 4000 дел, рассмотренных в арбитражных судах. По сути, всю экономику края - ее светлые и темные стороны - можно анализировать по "истории" дел, которые ведут специалисты юридического агентства "СРВ". И не только края: среди клиентов Р. Савичева правительство Москвы, а также крупнейшие предприятия Южного федерального округа. Подобные люди рано или поздно все равно всплывают на гребне власти и "засвечиваются" в роли скрытых или публичных политиков… 

 * * * 

 - Роман Валерьевич, чем запомнилась нынешняя избирательная кампания? Мне кажется, у избирателей создалось впечатление - на фоне известных баталий между "СР" и "ЕР", - что ЛДПР перешагнула 7-процентный барьер легко, не напрягаясь, не используя какие-то изощренные технологии по привлечению к себе внимания. Так и было задумано? 

 - За большинство в краевой Думе по-настоящему боролись две политические партии - "Единая Россия" и "Справедливая Россия", две силы, равно способные победить, поскольку обе обладали мощным административным ресурсом и солидными финансовыми возможностями. Другой вопрос - насколько эффективно были задействованы эти ресурсы… Я бы не использовал определение "грязные" по отношению к минувшим выборам или уж тем более термин "оранжевые технологии", запущенный после поражения одной из проигравших сторон, чтобы, видимо, попугать Москву. На самом деле, мне кажется, основная "грязь" этих выборов заключалась в изобилии листовок, расклеенных в неположенных местах: каждый столб до сих пор кричит - отмойте меня! Ничего кардинально нового политтехнологи и пиарщики, работавшие на обе стороны, не придумали. И вся "грязь", если так выразиться, ограничилась историей с разводом губернатора. А ведь у многих лидеров столько "скелетов в шкафу" - только копни. Но ведь никто не копал. Значит - табу… Нет, нормальные были выборы. Жесткие - да, с применением некоторых болевых приемов, с соревнованием, кто больше и правдоподобнее наобещает. "Оранжевые технологии", придуманные Западом для Украины, - полная ерунда: на Ставрополье они не обкатывались, а доморощенные "протестные комитеты" завтра покроют толстым слоем нафталина - до следующего случая. "Справедливая Россия" победила, потому что "Единая Россия" имела несчастье поставить во главе своего партийного списка в качестве "паровоза" губернатора А. Черногорова, в последние годы значительно растратившего свою популярность. Когда пиарщики эсеров смогли вложить в головы избирателей мысль, что, голосуя за "Справедливую Россию", они голосуют против Черногорова, партия оказалась выигранной (вспомните слоган: 11 марта - выборы губернатора!). И что самое удивительное, "Единая Россия" на ровном месте умудрилась допустить столь грубые ошибки, что невольно подумаешь об окопавшихся там "вредителях". Я уж не говорю об истории со сносом стелы доваторцев, когда губернатор, "переводя стрелки" на Д. Кузьмина, "забыл", что сам дал "добро" на разрушение памятника. Более серьезный ущерб в битве за голоса избирателей нанесли партии "тяжеловесы" вроде мэра Москвы Лужкова, зачастившие в край под занавес выборов. Например, после посещения Юрием Михайловичем Буденновска СМИ тиражировали от имени московского градоначальника слова: "Москва будет работать только с депутатами-единороссами" в краевой Думе! Больше голосов за "Единую Россию" - больше помощи Москвы Ставрополью!" Как это грубо и примитивно сделано, видимо, в расчете, что у ставропольцев давно отшибло последние мозги и им, как туземцам, достаточно пригрозить кулаком либо помахать перед глазами стеклянными бусами, чтобы добиться "правильного" решения. А ведь добились, тут не надо быть большим психологом, обратного эффекта. Кстати, если говорить о каких-то бизнес-проектах между двумя регионами, то высказывания мэра Москвы никак не повлияют на их реализацию, даже если в кресла депутатов краевой Думы сядут инопланетяне. Бизнес - это та сфера, где мухи отдельно от котлет… 

 Что касается участия в выборах Либерально-демократической партии России, в рядах которой я состою, то здесь все просто и прозрачно. На Ставрополье есть определенная группа избирателей - порядка 10 процентов - которая поддерживает идеи лидера партии Владимира Жириновского. Эта группа, так скажем, "всевозрастная", неоднородная по профессиональной принадлежности и материальному достатку, ей присущи протестные настроения, тяга к либеральным ценностям. При определенных условиях в целом по России у нас есть резерв для роста. Но в нынешней ситуации - это 10 процентов или чуть больше, что показали нынешние выборы в краевую Думу. 

 В условиях жесткой битвы "ЕР" и "СР" нашей партии не пришлось изобретать никаких политтехнологических трюков, мы твердо заняли свою нишу и, не встревая в чужие скандалы, скромно пропагандировали свои идеи в СМИ. Я считаю, ЛДПР выдержала этот марафон достойно. Самое главное, мы не обещали людям того, что невозможно выполнить. Я очень боялся этого - не сдержусь - где-нибудь наобещаю пустых "фантиков", а потом придет избиратель и скажет: ну-ка, Савичев, выполняй! 

 - Кстати, как вы относитесь к идее губернатора инициировать законопроект об ответственности депутатов за данные обещания? 

 - Интересная мысль. Только ведь если говорить об ответственности политиков, то не только депутаты, но и сам губернатор может стать "жертвой" такого закона. Есть, наверное, люди, которые 10 лет "записывают" за Александром Леонидовичем… А если брать выше, на президентский уровень, то не только в России, но и даже в США не было ни одного руководителя страны за всю историю, который бы выполнил на 100 процентов все, что обещал. В лучшем случае, это процентов десять. Может быть, поэтому ни в одном государстве, поверьте мне как юристу, нет закона об ответственности политиков за данные электорату обещания. И не будет. По Конституции у нас - свобода слова. Другой вопрос, что у политика, особенно начинающего, должны быть внутренние тормоза, чувство меры, реальное знание ситуации и обсуждаемой проблемы. Нужно быть очень трезвомыслящим, расчетливым и порядочным игроком, чтобы в пылу азарта не обмануть ни себя, ни доверившихся избирателей. Кстати, на мой взгляд, явных "лохотронных" схем партии на этих выборах не использовали, хотя не поручусь, что какой-нибудь кандидат-одномандатник в глубинке не убеждал электорат, например, что картошка на огороде даст пять урожаев, если они за него проголосуют… 

 - Тогда как вы расцениваете такое обещание одной из партий: шесть тысяч рублей - минимальная пенсия, десять тысяч - минимальная заработная плата и замораживание тарифов на коммунальные услуги на пять лет? 

 - Именно как обещание, что с юридической точки зрения трудно назвать заведомым обманом. Они же не говорят: голосуй за нас и завтра получишь шесть тысяч пенсии. Используются формулировки, если вы заметили, другого рода: "мы будем добиваться…", "мы будем содействовать", "мы за то, чтобы", "мы инициируем закон…" и так далее. То есть люди обещают стараться, а там как фишка ляжет. 

 - Но многие из проблем просто не решаемы на уровне регионального парламента. 

 - А кто мешает нашим депутатам обратиться с запросом или пожеланием к старшим коллегам - в Госдуму России или даже к президенту? Никто. И обратятся. А потом скажут: мы старались, но "там" нас не услышали. Но если говорить о конкретных "обещанных" цифрах - минимальной зарплате в 10 тысяч и пенсии в 6 тысяч - то они лишь на первый взгляд кажутся утопией. У депутатов впереди пять лет, а за это время в России может произойти всякое. Ну, например, президент "развяжет" стабилизационный фонд и направит деньги на повышение пенсий, зарплат. Или грамотно управляемая экономика рванет вперед и явит миру "русское чудо". А может наоборот: в стране разовьются такие инфляционные процессы, что бабушка-пенсионерка будет получать не шесть, а шестьдесят тысяч рублей, но все равно не сможет заплатить за лекарство и квартиру. 

 - Мне кажется, вы довольно циничный человек… 

 - Может быть. Но я говорю правду. И мне хочется говорить правду людям в качестве депутата краевой Думы, за этим я туда и избирался. Я достаточно богатый человек, чтобы быть независимым, а опыт юриста позволяет мне видеть несовершенство краевого законодательства, анализировать слабые и сильные стороны принимаемых законов, последствия их применения. А последствия, увы, большей частью печальные, если говорить об экономике края, чиновники сплошь и рядом обманывают рядовых граждан, вводят их в заблуждение, манипулируют цифрами и фактами в зависимости от собственных потребностей, наконец, просто воруют. 

 - Никто не скажет, что идет в Думу принимать "плохие законы". А что в вашем понимании - "хороший закон"? 

 - Хороший краевой закон… Во-первых, это тот, который будет соответствовать федеральному законодательству: в региональных парламентах непрофессионализм и эмоции порой так "хлещут" через край, что потом прокуратура за голову хватается. Во-вторых, этот закон должен быть исполняемым, реальным и эффективным в применении. Ведь можно написать кучу красивых и мудрых талмудов, добрых, как сказка, где овцы мирно сосуществуют с волками, но никто не будет знать, как исполнять эти фантазии и где взять деньги на их реализацию. В-третьих, хороший закон - это тот, который позитивно скажется на работе предприятий, на жизни простых граждан, а в конечном итоге и на увеличении доходной части краевого бюджета. Хороший закон должен ставить все хозяйствующие субъекты и граждан в равные условия. А если кто поехал на "красный", то и наказание должно быть неотвратимым и одинаковым. А у нас как? Одного отпустят, да еще и честь отдадут, а с другого последнюю рубашку снимут. 

 - Размышления у вас по поводу несовершенства краевого законодательства несколько образные… 

 - Можно добавить конкретики. Есть такой Регламент ГДСК. Многие ли знают, что этот документ устарел настолько, что в нем, по тексту, губернатор до сих пор именуется главой администрации края? Или взять блок законов, направленных на привлечение в край инвестиций. Читаешь - вроде все гладко, правильно, но инвестиций, особенно иностранных, особенно в основной капитал, в крае очень мало. Значит, экономика полноценно не развивается. По сути, из этого блока более-менее работает один закон - о привлечении предприятиями банковских кредитов, по которым значительная часть процентной ставки уплачивается за счет средств краевого бюджета. Конечно, спасибо и за такую помощь, но, во-первых, она ограничена, а во-вторых, обставлена массой бюрократических препон, а потому непрозрачна, в-третьих, сомнительна. Я, например, не уверен, что государство должно дарить бюджетные деньги тому или иному частному предприятию, тем более не видя конечного результата. У многих еще в памяти так называемые "кавминводские кредиты", полученные бизнесом в середине 90-х и благополучно разворованные. 

 Можно сказать и о том, как реализуется в крае знаменитый федеральный закон N 131 об общих принципах организации местного самоуправления. "Обкатывать" его взялось Ставрополье, несмотря на то, что этот документ изначально был сырым. Но ведь так хотелось лавров первопроходчиков! Потуги на ниве местного нормотворчества, мне кажется, лишь усугубили ситуацию. В результате межбюджетные отношения - в отсутствие четких правил игры - оказались запутанными, громоздкими и малоуправляемыми, особенно в части поступления средств в местные бюджеты и контроля за их расходованием. Что бы кто ни говорил о "положительном опыте", но, по-моему, оценка наверху этому опыту дана однозначная: Москва "отодвинула" исполнение этого эксперимента для остальной России на 2009 год. 

 - Как вы оцениваете потенциал нынешней краевой Думы, если говорить о профессиональном составе депутатского корпуса? 

 - Я думаю, что потенциал ГДСК IV созыва очень велик - в части разработки и принятия именно "хороших законов". В составе Думы есть много грамотных людей с экономическим и юридическим образованием, но, самое главное, значительная часть депутатов - это успешные крупные бизнесмены: либо публичные, хорошо всем известные, либо контролирующие определенные бизнес-структуры, не афишируя своей деятельности. Это люди, которые сами себя сделали, прошли огонь, воду и медные трубы. Они уже заработали деньги для себя, чтобы жить безбедно, эта Дума вряд ли будет воровать. Они кровно заинтересованы именно в принятии "хороших законов", чтобы развивать производство, экономику края и соответственно делать капитальные вложения в рабочую силу. В этой Думе, к счастью, мало зашоренных партийных функционеров, а также никчемных болтунов и руководителей социальных учреждений, которые имеют поразительную способность быстро кучковаться, убедительно плакать о нелегкой судьбе сирот и тащить из бюджета деньги на нужды "своих" отраслей. Причем проконтролировать расход этих денег потом весьма проблематично. 

 - Роман Валерьевич, в период избирательной кампании в адрес губернатора не кинул "камень" только ленивый. Мы действительно так плохо живем, даже на фоне ЮФО, или известные политические силы просто пытаются сделать Черногорова козлом отпущения: мол, порулил, дай другому? 

 - Не будем говорить о всей России. Давайте возьмем наш Южный федеральный округ, "выделим" из него национальные республики, которые давно живут по своим законам, пользуясь большими дотациями и системой "особых отношений" с центральной властью. И вот на фоне оставшихся субъектов Федерации выглядим мы действительно бледновато. Во всяком случае, по сравнению с Краснодарским краем и Ростовской областью мы живем хуже: беднее наши люди, слабее экономика. Хотя в силу объективных условий Ставрополье должно быть богатейшим регионом: у нас полна кладовая полезных ископаемых, южный климат, курорты федерального значения, плодородные земли, наконец, люди, умеющие и желающие работать. Да, мы рапортуем об очередных рекордных урожаях зерна, и в то же время Ставрополье чуть ли не на первом месте по числу банкротов среди сельхозтоваропроизводителей, некоторые хозяйства уже продают по второму-третьему кругу, а для иного села сформировать бригаду трезвых трактористов - большая проблема. Мы по дешевке сбываем сырье в другие регионы, которые затем поставляют нам готовую продукцию, диктуя свои цены и захватывая наши рынки сбыта. Зайдите в любой супермаркет - ставропольский ассортимент смотрится как сирота в кругу богатых родственников. Все завалено продовольствием из Москвы, Краснодара, Волгограда, Ростова. Колбасы, другие мясные изделия, рыба, консервы, масло, сметана, макароны… 

 Зато у нас время от времени возникают какие-то сомнительные прожекты типа строительства комбайнового завода, иных промышленных объектов. Давайте вспомним очевидное: Ставрополье - это в первую очередь аграрный край, откуда и надо плясать. Наше будущее, богатое будущее - в строительстве мощного перерабатывающего комплекса. Значит, нужно сконцентрировать все силы на поддержке сельского хозяйства, лоббировать на всех уровнях интересы крестьянина. Нужно использовать на полную катушку федеральные деньги по линии нацпроекта "Развитие АПК", принять блок законов, стимулирующих село, создавать залоговые фонды, страховые резервы продовольствия, чтобы поддерживать рынок, наконец, проводить интервенции, гарантирующие крестьянам со стороны краевого правительства достойные цены на выращенную продукцию. На эту тему можно говорить бесконечно, только вот грамотный менеджер тем и отличается, что не только способен увидеть проблему, но и решить ее. К сожалению, талантливых менеджеров у власти, как показывает практика, меньше, чем хотелось бы. Нам говорят, что доходы краевого бюджета не позволяют вкладывать сколь-нибудь значимые средства в развитие экономики, львиную часть съедает социалка. Но посмотрите, как на этом фоне припеваючи живут монополии, крупные бизнес-структуры московского происхождения, которые производят продукцию здесь, используя нашу землю и трудовые ресурсы, но налоги платят по месту "прописки", т.е. в Москве и других регионах. А ведь для нас это миллиардные потери. Властям нужно уметь договариваться с крупным бизнесом, создавать стимулы платить налоги здесь, убеждать вкладывать инвестиции в нашу экономику. Власть должна внушать доверие, уверенность в ее стабильности. А если, например, у губернатора в команде ключевые игроки меняются чуть ли не каждый год, то о каких серьезных инвестициях можно вести речь. 

 - Насколько реальным вам кажется исполнение обещания "Справедливой России", победившей на выборах в краевую Думу, инициировать отставку губернатора А. Черногорова? 

 - По поводу того, какова цена "обещанию" в предвыборных играх политиков, мы уже говорили. В случае же с губернатором ситуация складывается довольно щекотливая… В соответствии с Уставом, основным законом Ставропольского края, полномочия губернатора "прекращаются досрочно в случае: отрешения его от должности президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия Государственной Думой Ставропольского края" (ст. 36). В соответствии со ст. 37 Устава краевая Дума вправе выразить губернатору недоверие "в случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей", и такое решение может быть принято не менее чем двумя третями голосов, это 34 депутата из 50. У "Справедливой России" в ГДСК 26 "железных" голосов, и если они все-таки загорятся желанием выразить недоверие губернатору, то, думаю, восемь дополнительных сторонников найдут, особенно если учесть, что сама "Единая Россия" исключила А. Черногорова из рядов партии за провал предвыборной кампании. Губернатор сейчас уязвим по многим позициям, но именно поэтому, как это ни парадоксально звучит, на нынешнем этапе он будет устраивать сильную оппозицию в краевой Думе в лице фракции "Справедливой России". Но что-то мне подсказывает, что этот этап не будет чересчур затяжным… 

 

В. АНДРЕЕВ
Газета "Ставропольская правда"
10 апреля 2007 г.


Рейтинг Известных людей

Посмотреть весь рейтинг

Ткачев
Александр Николаевич
Краснодарский край
Голубев
Василий Юрьевич
Ростовская область

Кадыров
Рамзан Ахматович
Республика Чечня
Савичев
Роман Валерьевич
Ставропольский край

Казакова
Ольга Михайловна
Ставропольский край
 
Другие проекты asrv.ru vestnikxp.ru ludiuga.ru
© «Известные люди Юга России» Обратная связь Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru