Последние комментарии
Наши контакты
Журнал «Известные люди России» №2 (8)№1 (7)
Журнал «Известные люди Юга» №6(№5)(№4)(№3)(№2)(№1)

Читайте нас:  

   
12 апреля 2021

«Есть только миг между прошлым и будущим...»

- Адам Мовсарович, наш разговор хотелось бы начать с одного незаурядного факта, который вошел в вашу биографию и даже объявлен занесенным в Книгу рекордов Гиннесса. Давайте вспомним?

- Да, есть такой эпизод. У моего друга, с которым проработали в цирке не один десяток лет, был большой юбилей, и я решил преподнести ему необычный подарок - рекорд. Ведь мы, цирковые артисты, любим придумывать сами себе испытания. Так вот, на высоте 196 метров над пропастью в Карадахском ущелье я решил пройти по канату более пятидесяти метров без страховки и балансира. И не только пройти, но и выполнить ряд трюков, например, передний и задний кульбиты.

Так получилось, что это совпало с днем моего рождения. И хотя я в отличие от жены человек не суеверный, появилась все-таки предательская мысль: «А вдруг погибну в день рождения?» Сколько бывало таких случаев! Но потом вспомнил, что мама говорила об ошибке в записи даты: я родился не 24-го, а 25 июля. Вот так себя и успокоил.

Готовились мы к такому высотному «путешествию» вместе со специалистами МЧС. Они помогали закрепить трос между скалами. Потом ждали одиннадцать дней, пока утихнет мой главный враг - сильный ветер. Ну а когда настал «час икс», успешно выполнил все задуманное.

Зрителей мы никаких специально не собирали. И тем более представителей Книги рекордов. Пришли все, кто знал о моей задумке. Среди них только один любитель снял проход на пленку, и то не очень качественно. Словом, документы мы специально не оформляли, потому что не ради славы я прошел над пропастью.

- Как известно, и раньше знаменитые канатоходцы пытались не столько удивить публику, сколько доказать, что талантам человеческим нет предела...

- Наш жанр уходит корнями в далекую древность. А истоки его - в потребностях обыденной жизни людей той поры. Предшественниками канатоходцев, например, в Древнем Китае были ремесленники, которые сплетали из джута канаты. По одной из версий историков, испытывая крепость изделия, они растягивали канат между деревьями или столбами, потом взбирались на него и подпрыгивали. Со временем это превратилось в своеобразную игру среди подмастерьев: кто дольше удержится на канате, кто осмелится станцевать, кто не побоится сделать это на большой высоте. Ну а потом наиболее ловкие и сильные превратили свое мастерство в профессию и стали демонстрировать различные номера и трюки перед публикой.

Одни из них, как в Древнем Риме, показывали меткую стрельбу из лука над бассейном или рекой, а затем эффектно прыгали в воду. Другие - устраивали танцы с мечами на канате, под которым укреплялись кинжалы острием вверх.

- И были свои рекорды?

- Конечно. В нашем жанре были и есть свои рекордсмены. У нас в России, например, был такой канатоходец - Федор Молодцов. Он ходил по натянутой проволоке на коньках, переносил на голове кипящий самовар с чашками. Сенсацией стали и его переходы по канату над Невой и Темзой, над водопадом в Финляндии. Так что я не первый и не единственный из тех, кто стремится достигнуть вершин нашего опасного искусства.

- Вы ведь всегда работаете без страховки. И уже это создает у смотрящих на ваши трюки зрителей сильнейшее нервное напряжение. Ну а когда канатоходец Виситаев использует натянутую нить-струну, чтобы лечь в высоте на спину, то невольно вспоминаешь памятную фразу из рекламного телеролика: «Шок - это по-нашему!» Неужели там, между небом и землей, совсем не страшно?

- Главное, что необходимо знать и быть уверенным: ты это умеешь делать. В цирке даже есть такой неписаный закон, который требует, если что-то не получилось на репетиции - делай еще раз, еще десять, если надо - сто раз, пока получится. 

Раньше, в Советском Союзе, всегда действовала техника безопасности. Страховочные тросы (лонжи) - это советское изобретение. Нигде в мире их не используют. Думаю, что артисты, которых надо постоянно страховать - не профессионалы. Ну за исключением, конечно, отдельных трюков. А главной страховкой должно быть мастерство. Если боишься - наверх залезать нельзя.

Поэтому, наверное, чем выше я поднимаюсь, тем больше меня охватывает состояние душевного подъема, ощущение свободы и даже, не побоюсь этого слова, всесилия. Помните, как поется в песне: «Есть только миг между прошлым и будущим. Именно он называется жизнь...»

Начиная работать, я забываю обо всем. В мире остаются только двое: я и канат. Ну и, конечно, моя любимая жена Айна, когда на высоте мы вместе.

- И все-таки, несмотря на сказанное, были случаи, когда вы срывались и врачам приходилось и вас, и Айну буквально собирать по частям.

- Бывало всякое. В 1992-м году, например, разбился на гастролях в Англии. Осветитель не в ту сторону повернул луч прожектора, ослепил, когда я шел по канату. Придя в сознание, увидел кругом белые халаты. Пять из одиннадцати месяцев, отведенных на гастроли, провел на больничной койке. И то - не долежал. С несросшейся до конца рукой продолжил работу.

К сожалению, и Айна не избежала падений. Сорвалась с каната в 1998 году в Санкт-Петербурге. В одном из элементов трюка я через нее должен был прыгать. Но случайно зацепил ее и сам соскользнул. Сам-то успел кое-как рукой удержаться. Тут же оглянулся - а она уже внизу... 
В Военно-медицинской академии ее буквально заново восстановили прекрасные специалисты. Помню, когда на третий день она пришла в себя, я пробрался в реанимацию, подошел к ней и прошептал: «Не бойся, все будет хорошо!» А жена еле слышно мне вдруг ответила: «Все равно не надену лонжу».

- После перенесенных травм Айна продолжает работать с вами. Как к этому относитесь? Ведь есть понятие «остаточного эффекта» в движениях тела, да и просто из памяти, наверное, нелегко выбросить последствия такого срыва?

- С женой мы работаем вместе уже двадцать шесть лет. И я понимаю, почему она снова поднялась на высоту. Просто знает, что лучшего партнера у меня нет, мы с ней - одно целое. Рядом друг с другом не только на земле, но и там, на канате, нам спокойнее.

Хотя мы и не из цирковых семей, Айна, как и я, любит цирк с детства и уже не может без него жить. Еще в школе она начала осваивать азы гимнастики в народном цирке города Дербента в Дагестане. Потом работала «каучук», а в 1980 году исполнилась ее заветная мечта - подняться на высоту и оттуда покорять зрителей. Вот тогда-то мы и встретились в программе известного канатоходца, народного артиста России Яраги Гаджикурбанова. С тех пор всегда вместе. Так нам легче готовить новые номера и трюки и, если уж случилось, восстанавливаться после травм. Это мой самый близкий человек и помощник во всем.

- Вы рассказали о начале пути в цирковое искусство Айны. А как попал на манеж сам Адам Виситаев?

- В жизни нередко все определяет случай. Так произошло и со мной. Когда мне было десять лет, в наш аул в Введенском районе тогдашней Чечено-Ингушетии приехали цирковые артисты. На площади натянули канат и потом они показывали свое мастерство. До сих пор не могу объяснить почему, но я тут же заразился желанием сделать на высоте то же самое.

Конечно, как и все мальчишки, любил лазать по заборам, порой рискуя сорваться. Но здесь почувствовал: меня ждет совсем другое. И потому, когда у артистов был выходной, а их канат, связанный из конских волос оставался натянутым, я стянул у них балансир и, пока никто не видел, повторил проход по всей длине. Все получилось здорово, хотя никогда раньше этого не пробовал.

Потом удалось натянуть трос у нас в саду на высоте трех метров и постоянно на нем тренироваться. Хотя сам не знал, для чего. Но мое увлечение было замечено соседями, и я, подросток, стал получать приглашения выступить то на свадьбе, то на чьем-то юбилее, то на каких-то соревнованиях.

Страсть к канату довела меня даже до того, что уехал из дома «на гастроли» с одним заезжим цирком. Но отец, который был тогда председателем сельсовета, быстро нашел меня и вернул, серьезно наказав.

Потом была служба в армии, где я командовал артиллерийским взводом и тренироваться, конечно, не мог. А после армии приехал в Москву поступать в цирковое училище. Там посмотрели на что я способен и, сказав, что мне нечему учиться, позвонили в Тулу, где тогда был на гастролях Гаджикурбанов. «Слушай, - сказали Яраги Исаевичу, - тут парнишка ходит по проволоке лучше, чем по земле. Возьми его к себе!» Так началась моя жизнь в большом цирке...

- Ну и последний вопрос, Адам Мовсарович. Когда с вами общаешься, чувствуешь натуру романтическую, быть может даже слишком отвлеченную от земных проблем. Это, наверное, и определяет вашу любовь к «парению в надземной высоте». Как всякий романтик, вы ведь о чем-то мечтаете?

- Да, я действительно романтичный человек. И состояние моей души - как у восемнадцатилетнего юноши. Поэтому мечтаю, что в ближайшие сорок, а может и более лет, буду продолжать работать. Там, наверху, я всегда счастлив.

Ну и еще одна скромная мечта. Найти себе учеников. Пока это не удается. Хотя повсюду развешиваю объявления: «Требуются партнеры-гимнасты. Обещаю сложную, но интересную работу»...
 

Рейтинг Известных людей

Посмотреть весь рейтинг


Казакова
Ольга Михайловна
Ставропольский край
Голубев
Василий Юрьевич
Ростовская область
Ткачев
Александр Николаевич
Краснодарский край

Кадыров
Рамзан Ахматович
Республика Чечня
Савичев
Роман Валерьевич
Ставропольский край
 
Другие проекты asrv.ru vestnikxp.ru ludiuga.ru
© «Известные люди Юга России» Обратная связь Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru