Последние комментарии
Наши контакты
Журнал «Известные люди России» №3 (9)№2 (8)№1 (7)
Журнал «Известные люди Юга» №6(№5)(№4)(№3)(№2)(№1)

Читайте нас:  

   
02 октября 2022

Дмитрий Дибров `Быть завидным женихом - очень одиноко`

В последнее время создатель суперпопулярных в конце 90-х годов программ "О, счастливчик!" и "Антропология" от телевидения практически отошел. Более того, Дмитрий Дибров считает, что современное телевидение таит немало опасностей для общественного сознания. Единственное, что можно противопоставить эстетике потребления, по его мнению, – возможность пообщаться с небожителями. Так ведь этим он и занимался в "Антропологии".

 

– Дмитрий, что вас подвигло все-таки выйти из телеэкрана?
– В годы перестройки телевизор был главным символом нон-конформизма: "Как так, ты последнюю программу "Взгляд" не смотрел?". А сегодня интеллигентный человек может вообще не смотреть телевизор. И таких людей множество. Почему так произошло? Да потому, что есть Интернет. Мы живем в "обществе денег", которое Шпенглер называл "цивилизацией цифр" в отличие от "цивилизации силы", в которой общение важнее, чем квалификация, деньги менее важны, чем слава. Сегодня, наоборот, все, что вы получаете по дружбе, оказывается дороже и худшего качества. Зачем тебе знакомство, когда ты можешь все купить и при этом никому не будешь обязан? У нас в совокупности гораздо больше денег, чем у всех олигархов. Поэтому те, кто нуждается в нас, за нами так и ухаживают с помощью своего телевидения. Фирма "Жиллетт", прекрасно зная, что ее деньги в щетине у тех, кто бреется по утрам, не жалеет денег на телерекламу. Получается, мы с вами не осознаем своей силы. Все решают наши с вами голоса, но мы разобщены. А как мы сегодня можем собраться? Только через Интернет! Раньше была большевистская газета "Искра". Вокруг нее сплачивались рабочие. Сегодня Интернет – единственное место, где могут сплотиться интеллектуалы.
 

– В России слово "интеллектуал" не так широко употребимо, как на Западе. У нас говорят "интеллигенты". Кто же такой, по-вашему, современный российский интеллектуал?
– Это человек, способный к моментальному размышлению. Причем не обязательно в лаборатории или во время лекции студентам. Он может работать и на заводе. Я таких видел. Вы послушайте, что говорят работяги в курилках. Их размышления иногда не в бровь, а в глаз. А что такое идеальная среда обитания для российского интеллектуала? Это когда есть возможность поговорить с "богами" – с теми, над кем не властвует сила земного притяжения. С теми, кто работает не во славу бухгалтерии, а имеет хоть какой-нибудь прицел над горизонтом. Вообще, кто такой бог? Этот тот, до кого ничего не было, а после него вдруг все стало!
Многие сегодня работают и не видят смысла в своей работе. Вот, например, токарь. Он много лет точит одну и ту же однотипную деталь и достиг в этом определенного успеха. Но никто никогда не расскажет ему, для чего предназначена эта деталь, которую он с такой ловкостью научился точить. Надо полагать, что только интеллигенция видит общий замысел жизни. И раз так, то ее миссия, грубо говоря, рассказать токарю, для чего предназначена эта самая деталь.
Роль интеллигенции в России на телевидении прекрасно понимал Владимир Яковлевич Ворошилов. Я помню, как на летучке в молодежной редакции представители ЦК ВЛКСМ клеймили его, бедного, за то, что он в передаче "Что, где, когда?" заменил книги, которые ранее посылались зрителям за выигранный вопрос, на деньги. Комсомольцы говорили: "Что такое интеллигент? Прежде всего – это книга!". Ворошилов же, который и был представителем той самой интеллигенции, видел, что больше нет молоденьких физиков, которые, принося миллиарды самой большой империи, были бессребрениками. В конце 80-х нищенство перестало быть доблестью. Вопрос того времени: "Если ты умный, почему ты такой бедный?". Ворошилов понял, что ум должен приносить деньги.
 

– Вас в разные годы называли журналистом, телеведущим, философом, музыкантом. Теперь называют интернет-продюсером. Кто же вы на самом деле?
– Я казачий полковник. Я делаю все, чтобы хоть какую-то дань Дону отдать. Я считаю, что родина моя вправе ожидать от России, если не извинений, то хотя бы исправления исторической несправедливости. Казачество страшно пострадало от революции. Надо помочь ему возродиться.
А еще я один из самых завидных женихов России, о чем узнал две недели назад от одной молодой коллеги, которая, как вы, пришла брать у меня интервью.
 

– И как это – быть завидным женихом?
– Это очень одиноко.
 

– Вернемся к интеллектуальным проблемам. Кто ваш любимый писатель?
– Их много. В шестнадцать лет любимым был Ремарк. В семнадцать – Курт Воннегут. В девятнадцать – Габриэль Гарсиа Маркес. Сейчас мне нравится Виктор Ерофеев, его славянский и одновременно планетарный почерк. Я с удовольствием цитирую его с такой же частотой, с которой цитирую вторую главу "Евгения Онегина". Делаю это во время свиданий при свечах и шампанском.
 

– Значит, вы соблазняете девушек Ерофеевым?
– Мне кажется, что я соблазняю их старым казачьим способом. Просто желание соблазнить их возникает после того, как я вижу их реакцию на тексты Ерофеева. Ежели она совпадает с моей, тогда можно пустить в ход старый добрый казачий арсенал... А самые любимые-прелюбимые писатели – это Михаил Салтыков- Щедрин, Николай Гоголь и Оноре де Бальзак.
 

– Вы были одним из первых на телевидении, кто стал выходить в прямом эфире. Как это случилось?
– Когда Егор Яковлев возглавил "Останкино", он поручил "Авторскому телевидению" поднять четвертый канал. Время было романтическое, и меня назначили главным режиссером. Я придумал "прямой телефон". До этого никогда еще телевизор не говорил с человеком его собственным голосом. В Советском Союзе такое было невозможно. Прямой эфир существовал лишь в программе "Взгляд", которая передавалась на Владивосток. Оставалось найти ведущих. Я предполагал, что кто-то садится в два часа дня и выходит из эфира в два часа ночи. И первый, кому я предложил сесть в кадр, был Булат Шалвович Окуджава. Мой папа с детства вдул в меня, как воздух, любовь к Окуджаве. Я и по сей день полагаю, что его стихи – это наивысшее проявление поэзии в 60-е –70-е годы. Окуджава отказался, объяснив, что у него совсем другая ментальность. Он сказал, что догадывается, что я его люблю, но эфир вести не будет. И мне пришлось взять это дело на себя.
 

– Сегодня вы устали быть ведущим?
– Это зависит не только от меня. Дело в том, что если раньше, в ельцинские годы, можно было прийти на телевидение с улицы, и тебе дадут придумать что-то и сделать, то сейчас это невозможно. Тогда было такое ощущение, что, как у Андерсена, буря перевесила вывески, и детский сад стал называться парламентом. Теперь запустить на телевидении какой-то проект можно, только пройдя невероятный путь в дюнах. Остается уповать на то, чтобы великий и всемогущий телевизионный эгрегор, то есть душа этого самого телевидения, однажды, когда шестерни внутри него перевернутся, и на каком-нибудь канале начальство скажет: "Давайте пригласим Диброва", меня вновь призовут. Но только сам Дибров при этом не должен зря терять время.
 

– А вам нужно телевидение?
– Если призовут на служение – нужно, конечно. Я ведь просто строевой казак. Мне главное, чтобы меня заставляли служить осознанной идее. А именно: установлению свободы и радости на этой Земле. Мне бы не хотелось делать что-то только в свое удовольствие. Например, меня пригласили вести игру: люди накидывают в тележки различные покупки в универсаме. А другие участники программы пытаются на глазок определить, сколько это все могло бы стоить. Не сомневаюсь, может получиться очень популярная игра. Но я отказался. Слава имеет различную природу. Есть слава, как известность, и слава, как признание. Есть такой человек, как Пушкин и как Высоцкий. И есть очень знаменитый человек Герострат. Это разные формы славы. Известность на авторемонте срабатывает. Но ради того, чтобы тебя узнавали автослесари, не стоит биться на машине. Деньги – тоже вещь хорошая, но важно, чтобы они тебе служили, а не ты им. Иначе они потребуют тебя всего, и потом ты мало что сможешь сделать. А потом деньги от тебя убегут с такой же брезгливой миной, с которой они тебе внушали, что тебя любят.
Гораздо важнее служить человеку. Если ты изменяешь тому, кому служишь, то оказываешься ни с чем, и вся твоя слава превращается в черепки. Ты должен понимать, что не ты такой хороший, а дело, которому ты служишь. Кто этого не понимает, превращается в крошку Цахеса. 
 

 

Зоя Светова

"Новые известия" 
14.02.2008

http://www.lenizdat.ru/


Рейтинг Известных людей

Посмотреть весь рейтинг


Кадыров
Рамзан Ахматович
Республика Чечня
Голубев
Василий Юрьевич
Ростовская область
Савичев
Роман Валерьевич
Ставропольский край
Ткачев
Александр Николаевич
Краснодарский край

Казакова
Ольга Михайловна
Ставропольский край
 
Другие проекты asrv.ru vestnikxp.ru ludiuga.ru
© «Известные люди Юга России» Обратная связь Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru