Последние комментарии
Наши контакты
Журнал «Известные люди России» №2 (8)№1 (7)
Журнал «Известные люди Юга» №6(№5)(№4)(№3)(№2)(№1)

Читайте нас:  

   
25 мая 2022

Валерий Созанов: «Самый главный человек в вузе – студент»

Четыре года Валерий Созанов работал на одном из самых сложных «фронтов» нашего общества — возглавлял Министерство образования и науки. Это было время кардинальных преобразований, введение единого государственного экзамена и новых правил поступления в вузы, совсем иной системы оплаты и аттестации учителей — поистине революционных реформ в отечественном образовании. Возможно, помогли справиться с испытаниями математический склад ума министра, его личные качества и опыт управленца, но Осетия достойно выдержала тот экзамен. Один из самых непростых периодов в российском образовании остался в прошлом, наметился определенный путь развития, и теперь идти по нему будет гораздо легче.

СозановЧуть больше месяца прошло с тех пор, как Валерий Гаврилович стал ректором СОГУ. Каким он видит будущее ведущего вуза республики, каковы перспективы осетинской высшей школы — об этом и многом другом наша беседа с ним.
— СОГУ для вас — не новая карьерная площадка. Вы в свое время прошли здесь почти все ступени, начиная от преподавателя и заканчивая проректором. С каким настроем возвратились в «родные пенаты»?
— Помните, барон Мюнхгаузен каждый день планировал совершить подвиг…У меня настрой работать. Я уверен, что успех появляется там, где кропотливо трудятся и видят перспективу. Если я не буду ставить перед собой, перед вузом амбициозные задачи, то мы ничего не добьемся. Весь большой университетский коллектив должен стремиться к тому, чтобы учеба в СОГУ была престижной. При этом не будем ставить перед собой призрачные цели, например, обогнать московский или санкт-петербургский университеты. Только — реальные, достижимые, учитывая реальный (а он немаленький!) потенциал нашего вуза.
Да, на самом деле это мой родной университет, я здесь «вырос», получил путевку в жизнь, здесь чувствую себя в своей среде… Еще работая в общем образовании, только придя на место министра, я сказал: «Не ждите от меня сиюминутных результатов, покорения иллюзорных вершин». Изначально должна быть продумана серьезная общая линия развития, которая и приведет в конечном итоге к высоким достижениям. Результаты большого труда бывают видны, как правило, спустя определенное время.
УченикиСейчас мы работаем над оптимизацией структуры вуза. На одной из первых встреч я попросил деканов факультетов познакомить меня с их видением перспектив университета, своих факультетов. Знакомясь с их предложениями, будем прорабатывать концепцию развития университета до 2020 г. ориентировочно. Потом запланируем и долгосрочную программу. Нужно сначала определить пути развития, чтобы знать, в каком направлении двигаться дальше.
— Наверняка у вас уже есть какие-то проекты и намеченные цели в вашей работе… Какие ориентиры выбраны?
— На сегодняшний день в России насчитывается 3000 вузов и филиалов. И на самом высоком государственном уровне часто высказывается мнение, что часть высших учебных заведений может поменять свой статус, став техникумами, средними специальными учебными заведениями. Происходит ранжирование высших учебных заведений. И совсем скоро вуз, в котором не будет очень мощного блока научно-исследовательской работы, не сможет развиваться и потеряет свой статус. Поэтому одной из главных задач мы ставим развитие этого направления нашей работы. Сегодня распределение расходов на науку происходит на основе тендеров, объявляется конкурс проектов, определяются приоритетные направления. При этом в них одновременно участвуют и вузы, и академические институты — достаточно большая конкуренция. Поэтому должны быть определены конкретные «точки роста» — наиболее перспективные исследования, отдельные ученые, наиболее успешные академические программы. Для их развития необходимо создать благоприятную среду, систему материального и морального стимулирования, систему внутриуниверситетских грантов.
Университет — культурный центр и должен более активно участвовать в республиканских проектах и программах. Я встречался с Главой республики Т. Мамсуровым и попросил его рассмотреть возможность финансировать из республиканского бюджета некоторые направления деятельности, связанные с осетинским языком, культурой Осетии, ее историей. Он поддержал нашу идею. Будем пытаться развивать регионально-национальный блок исследований.
Вообще моя позиция такая: в любом вузе самый главный человек — студент. Университет создан не для того, чтобы обеспечить работой ректора, а для того, чтобы там учился студент, и коллектив во главе с ректором должен создавать ему все условия для учебы. Это должно быть поставлено во главу угла. Будем давать больше самостоятельности деканам и советам факультетов, но при этом будет совершенствоваться и система контроля.
— Лето — самая горячая пора в вузах: в разгаре — прием абитуриентов. Вы сразу попали в гущу событий, освоились уже? Какие наблюдения и выводы сделаны?
— Успел не только освоиться, но еще и проанализировать результаты приемной кампании. Что же у нас происходило? Всего мы набрали 728 человек на 33 направления. Средний конкурс по университету составил более 9 человек на место: поданы 5312 заявлений на 583 бюджетных места на бакалавриат, еще 145 мест — в магистратуру. Особо востребованы, что меня несколько удивило, такие направления, как «Туризм» (28 заявлений на место), «Социология и психология» (22 человека), «Товароведение» (более 17 человек), «Стоматология» (18 человек), «История» (10 человек). Вот такой огромный конкурс. Я боялся, что будет недобор на физику и математику, однако, к моей радости, первоначальный конкурс на эти специальности составил 3–4 человека, а на химию — около 6. Потом число абитуриентов уменьшилось, так как многие воспользовались правом поступления в другие вузы. Опасения, что на естественные науки недоберем студентов, к счастью, не оправдались. Единственное, что меня расстроило: на факультет национальной филологии конкурс оказался самым низким: чуть больше 1 человека на место, но и здесь недобора не было.
Качество образования в любом вузе зависит от многих факторов, в том числе от подготовленности поступивших на 1-й курс абитуриентов. В прошлом году национально-исследовательский университет — Высшая школа экономики в Москве составил рейтинг вузов России по качеству приема. В поле зрения попали крупные вузы России, был просчитан средний балл ЕГЭ поступивших. И среди 477 вузов в «табели о рангах» СОГУ занял 190-е довольно высокое, место. Мы обогнали многие высшие учебные заведения региона, юга России, некоторые столичные. К нам идут достаточно подготовленные абитуриенты, конечно, на разные специальности — разного уровня подготовки. Высокий проходной балл на «Мировую экономику», «Стоматологию» … Результаты свидетельствуют, что у нас неплохие позиции в этом плане по России. И наша задача — сделать из них хороших специалистов.
— А вот согласно данным Минобрнауки РФ 100 вузов страны недобрали абитуриентов. С чем это связано?
— Думаю, Россия еще находится в «демографической яме». Хотя и наметилось некоторое улучшение. У нас об этом говорит тот факт, что в этом году выпускников школ было на 600 человек больше, чем в прошлом.
— Многие были шокированы масштабами махинаций с приемом абитуриентов в Московский мединститут и другие столичные вузы…
— Конечно, это безобразие и нарушение правовых, этических норм. Есть порядок, правила приема в вузы, в которых четко прописано, в какие дни озвучиваются, выставляются приказы о зачислении разных категорий абитуриентов по результатам баллов. Мы строго по этим датам и соответствующим рекомендациям выставляли материалы на сайт СОГУ, предоставляли информацию. И могу с уверенностью сказать: в нашем университете никаких нарушений не было. Ведь кого мы обманываем? Сегодня настолько открытая, прозрачная система приема, что любая махинация завтра будет очевидна.
— В последние годы в сфере образования произошли глобальные изменения, в вашу бытность министром был введен ЕГЭ, теперь новые образовательные стандарты — ФГОС… Было непросто возглавлять республиканское министерство образования и науки. И, тем не менее, четыре года в этой должности — за плечами. Что они вам дали ценного?
— Четыре года без десяти дней в должности министра пролетели, как один день, потому что было интересно работать. В это время все и происходило: и введение ЕГЭ, и новые системы оплаты труда, аттестации учителей. Но я знал, что это надо делать, и старался на совесть. Работали командой и не в каком-то закрытом режиме, много ездили, встречались с коллективами, подолгу беседовали с учителями, родителями, выслушивали их проблемы, и это помогало находить взаимопонимание. Эти общение и открытость позволяли безболезненно внедрять нововведения и давали обратную связь. В республике реформы образования прошли достаточно спокойно, без особых эксцессов. И я считаю достижением, что Северная Осетия ни разу не прозвучала в федеральных сводках в качестве провинившегося и нарушителя, чего не скажешь о других регионах. Мы старались делать все честно, объективно. И оглядываясь назад, могу сказать, что время, проведенное в образовании, очень важное для меня.
— Ваше отношение к реформам высшего образования.
— Можно критиковать, отвергать все новое… Но ведь правильнее «войти» в тему и разобраться в смысле нововведений, чтобы понять их позитив. Я настроен работать в тех рамках, которые определены законом. Не разделяю мнение, что образование разваливается. Да, может быть, падает его качество. Согласен с утверждением главы Минобрнауки А. Фурсенко, что в российских вузах активно, хорошо занимаются всего 20 процентов студентов. Но ведь это не вина министра, это недоработка преподавателей, деканов, проректоров, ректоров. Если каждый на своем месте будет работать заинтересованно, не 20, а все 95 процентов будут заниматься на «отлично».
Очень много проблем сегодня в школе. Начали проводить преобразования, строить систему контроля качества знаний, процесс еще идет, он не завершен. Повторяю, результаты такой работы не могут быть сиюминутными. И я всегда утверждал и утверждаю: у нас достаточно хорошее по российским меркам общее образование. Но нет предела совершенству, надо еще лучше работать. То же самое в вузах. Не секрет, что самые сильные выпускники уезжают за пределы республики, раньше тоже уезжали, но не в таких количествах. Безусловно, это ослабляет позиции вузов на местах. Но, тем не менее, к нам идет неплохой абитуриент, и наша задача — создавать для него базу учебного процесса научных исследований.
— Вы — математик. В вечном противостоянии между «физиками и лириками» чью сторону возьмете? Или должно быть все в разумном балансе?
— Я никогда не разделял людей на «физиков и лириков». Употребляя математические термины, скажу: все должно идти параллельно, но иногда и пересекаясь. Мы должны понимать, что без лириков тяжело, а без физиков и математиков — невозможно. Вот мы все и должны работать вместе…

Н. Гогаева, «Северная Осетия»
Подробнее: http://region15.ru/articles/3159/

Рейтинг Известных людей

Посмотреть весь рейтинг

Голубев
Василий Юрьевич
Ростовская область

Кадыров
Рамзан Ахматович
Республика Чечня
Савичев
Роман Валерьевич
Ставропольский край
Ткачев
Александр Николаевич
Краснодарский край

Казакова
Ольга Михайловна
Ставропольский край
 
Другие проекты asrv.ru vestnikxp.ru ludiuga.ru
© «Известные люди Юга России» Обратная связь Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru