Сегодня о своем утреннем ритуале, наибольшем жизненном достижении и любимых парфюмах поведает нам журналистка Лиля Буджурова.
"Я в мученицы не гожусь
И не стремлюсь в герои,
Не ханжествую, не божусь
И гладких фраз не строю…"
Лиля Буджурова, 1989г.
– Лиля ханым, расскажите о своей семье.
– Сейчас со мной живет моя мама Маргарита Алексеевна и моя младшая сестренка Арзы. До этого жила с нами племянница Рита, сейчас она вышла замуж и живет с мужем. А если говорить обо всей моей семье, то недалеко от меня живет моя старшая сестра Айше и племянник Осман.
– Каким ребенком Вы были?
– Ну это, наверное, нужно спрашивать у моих родителей. Себя я помню достаточно хулиганистой девочкой, которая всегда любила играть в "войнушку" с мальчишками, футбол и хоккей. Как говорят мои родители, в семье со мной возникали проблемы, потому что у меня обостренное чувство справедливости, причем выливается оно в достаточно агрессивной форме. То есть, я терпеть не могла несправедливость и поэтому поводу устраивала дома какие-то акции протеста. Но больше всего я любила читать. Моя старшая сестра научила меня читать в 4 года, а с 9 лет чтение стает моим любимым временем препровождения, с которым я до сих пор не расстаюсь.
– Что сейчас предпочитаете читать?
– Если я раньше читала для расширения кругозора и образования, то теперь книгу я воспринимаю как отдых. То есть, книга для меня сейчас – это переключение от работы, это что-то типа релаксации. Я очень люблю фантастику, это у меня осталось с детства и если ко мне в руки попадает хорошая, качественная фантастика, то я могу ее бесконечное число раз перечитывать. Читаю все новинки, чтобы не отстать от жизни. Мне очень нравится писательница Татьяна Толстая.
– Было ли у Вас в детстве прозвище?
– Не знаю, наверное, было. Но, по крайней мере, в глаза никто никогда никакими прозвищами не называл, возможно, опасаясь моего взрывного характера.
– Кем мечтали стать в детстве?
– Юристом. Но увлечение литературой заставило сделать другой выбор.
– Расскажите о Вашей первой работе.
– После окончания института меня пригласили работать на кафедру русской и зарубежной литературы. Я очень благодарна своим преподавателям, которые сначала меня учили, а потом сделали своей коллегой.
– Ваше хобби.
– Я очень люблю цветы и когда у меня есть время, я занимаюсь своими домашними растениями и своей небольшой клумбой, которую я поддерживаю в красивом и всегда цветущем состоянии. Я увлеклась цветами лет пять назад, это мне жутко нравится, потому что, когда я занимаюсь растениями, я не думаю о работе. Такое ощущение, как будто реальность куда-то отходит.
– Лиля ханым, какое Ваше любимое блюдо?
– Ераш. Это такие треугольники, посыпанные орехами и сливочным маслом.
– Как Вы относитесь к мужчине на кухне?
– Я думаю, что это замечательно, когда мужчина на кухне. У меня мой папа очень хорошо готовит. Поэтому мужчина на кухне – это праздник, может потому, что он это делает реже, он больше вкладывает души, фантазии и поэтому получается особенно вкусно.
– Каких людей Вы не любите?
– Предателей! Я понимаю, что бывают жизненные ситуации, когда предать можно, только в том случае, когда это касается твоей жизни или жизни твоей семьи. Все остальное – это непростительно.
– Что Вы делаете, чтобы всегда оставаться в хорошей эмоциональной форме?
– Я не могу сказать, что у меня всегда хорошая эмоциональная форма. Я придерживаюсь правила " Если хочешь болеть – болей, но работать все равно надо". Это такой способ самолечения, потому что организму больше некуда деваться и ему приходится выполнять приказы моей головы.
– А как начинается Ваше утро?
– Утро у меня – ритуал. Это часть моего дня дома, мои близкие стараются утром мне не попадаться на глаза, не потому что они меня раздражают, а так как это ритуал, и если что-то собьется, то у меня не заладится день. Это обязательно чашка кофе; это приведение себя, как любой женщины, в порядок; это просмотр новостей по EuroNews и 5 каналу, для того, чтобы узнать новости в мире и в стране; это срочные телефонные звонки и это выезд на работу. И если что-то в этом ритуале разлаживается, то я могу опоздать на работу, что недопустимо.
– Что, кроме новостей, Вы смотрите по телевизору?
– Я не смотрю телепередачи, так как голова и так заполнена такого рода информацией. Я могу посмотреть хороший качественный фильм.
– Какие фильмы можете отметить?
– Я очень люблю классику. Я подбираю фильмы по тем актерам, которые не снимаются в плохом кино, например, такие, как Том Хэнкс, Джулия Робертс. Я уверена, что они в "дешевке" сниматься не будут. Я доверяюсь вкусу младшей сестренки, которая следит за новинками кино и советует мне посмотреть тот или иной фильм. Например, абсолютным потрясением был для меня российский фильм "Остров", который, ну просто показал для меня, что российское кино еще не совсем "убито", и что кроме "чернухи" и бесконечных дешевых сериалов, люди еще умеют снимать хорошее кино. Очень бы хотелось, чтобы фильмы такого класса снимались уже и в Украине.
– Какие три предмета взяли бы на необитаемый остров?
– Фотографию своей семьи, интересную книгу и… мобильный телефон (смеется).
– Каким парфюмам Вы отдаете предпочтение?
– Стараюсь, когда хватает денег покупать фирму Givenchy. Предпочитаю цитрусовые ароматы.
– Что может довести Вас до слёз?
– Только горе семейное. Я надеюсь, что этих слез будет как можно меньше.
– Охарактеризуйте себя одним словом.
– Я – журналист.
– О чем мечтает самая влиятельная крымская татарка?
– Ну, я сомневаюсь, что я самая влиятельная крымская татарка. Если это так, то я мечтаю о том, чтобы как можно больше крымских татарок могли бы быть самыми влиятельными во многих сферах жизни.
– Лиля ханым, пишите ли Вы сейчас стихотворения?
– Очень давно не пишу, с начала девяностых годов. Это было очень короткое время, когда я их писала. Это был какой-то толчок, который пришелся как раз на период активного возвращения нашего народа на родную землю.
– Были ли у Вас крутые повороты, которые полностью меняли привычный уклад в жизни?
– Да. Самый крутой поворот пришелся на 1991 год, когда я приехала из Узбекистана в Крым, у меня изменилось буквально всё. Я перестала быть маминой и папиной дочкой, стала самостоятельным человеком. Я приехала сюда одна, только со своим мужем. Он не выдержал моей профессии и мы разошлись. За это время я стала другой. Каждый день я "выковывала" из себя нового человека. В первые годы после переезда в Крым, мне часто снился один и тот же сон, что я такое очень тоненькое деревце на высокой горе, на меня со всех сторон обрушиваются холод, ветер, снег, дождь и меня всегда клонит к земле. И во сне у меня была задача – не сломаться. И я не сломалась и стала другой.
– Когда в Украине, на Ваш взгляд наступит эпоха медиократии (власть СМИ)? И наступит ли?
– Я думаю, что не нужно, чтобы наступала такая эпоха. Вообще, мне не нравятся любые "кратии", кроме демократии. И даже по поводу демократии можно спорить. Но как сказал Черчилль, что это ужасное слово, но ничего лучшего человечество не придумало. Я не очень хорошо себе представляю медиократию, и не хочу, чтобы "четвертая власть" вдруг стала первой. Пусть будет действовать разумный закон сдержек и противовесов, и одной частью этого закона будет пресса.
– Назовите Ваше наибольшее жизненное достижение.
– Я очень критично отношусь ко всяким званиям и не считаю их достижениями. Я, наверное, действительно сделала что-то полезное, когда писала стихи и знаю, что люди, читая их, сопереживали и что для многих это стало определенным толчком, чтобы вернуться в Крым. Наверное, это достижение, что своими стихотворениями я получила первое признание у своего народа.
– Сформулируйте основные тезисы крымскотатарской национальной идеи...
– Сегодня крымскотатарская национальная идея должна иметь две составляющие: стратегию и тактику. Стратегия – это всё-таки восстановление крымскотатарской национальной автономии обязательно в составе Украины. И не просто восстановление, мы должны работать и воспитывать общество, среди которого мы живем к тому, чтобы все люди, все этносы, которые проживают в Крыму, не пугались этого слова и так же хотели бы создания нашей национальной автономии. Только тогда будет гармония. Это что касается стратегии.
А тактика как раз в том, чтобы мы выверяли всё на наше национальное движение, которое сейчас вынуждено работать в совершенно других условиях, по сравнению до девяностых годов. Это был очень тяжелый, но в тоже время романтический период, когда перед нами стояла цель возвратиться любыми способами. Теперь мы должны думать о повышении своего культурного уровня, мы должны всерьез заняться возрождением нашего языка, мы должны расширить сеть крымскотатарских учебных заведений, мы должны стать этносом не в политическом, а в культурном смысле слова. Мне кажется, одно будет вести за собой другое. Если мы станем этносом в культурном смысле слова, то нам легче будет восстановить свою автономию и в политическом смысле.
– Ваши пожелания читателям газеты "Авдет".
– Я очень рада, что у меня берет интервью газета, в которой я начинала свою журналистскую карьеру и с которой я так драматично рассталась в 1997 году. Я хочу сказать, что газета "Авдет" была первой крымскотатарской независимой газетой в Крыму. Я благодарна читателям этой газеты, которые являются ее постоянными читателями, несмотря на то, что я давно в ней не работаю. Но, тем не менее, я отношусь к "Авдету" как к своему ребенку, которого у меня отобрали.
Мне хочется, чтобы читатель газеты "Авдет" всегда оставался оптимистом, потому что в жизни бывает всякое. И, как правило, если ты в темной полосе жизни согнешься, то светлой полосы у тебя больше не будет. Поэтому надо не сгибаться!
ДОСЬЕ:
Буджурова Лиля Рустемовна.
Родилась 1 ноября 1958 года в городе Ангрене Ташкентской области Узбекской ССР.
В 1979 г. окончила Ташкентский областной государственный педагогический институт.
В1989 году "самиздатом" выпускает сборники стихотворений "Некупленный билет" и "Когда мы вернёмся…"
В 1991 году Лиля Буджурова возвратилась в Крым.
С 1991 по 1997 года - главный редактор газеты "Авдет".
В 1994-1998 годах избиралась депутатом Верховного Совета АРК.
Ныне Лиля Рустемовна главный редактор газеты "Первая Крымская", корреспондент телеканала "СТБ", агентства "FrancePress", а также редактор ГТРК "Крым".
Является председателем Крымской ассоциации свободных журналистов.
За заслуги перед народом в 1992 году она стала лауреатом премии им. И. Гаспринского.
Заслуженный журналист Украины.