Последние комментарии
Наши контакты
Журнал «Известные люди России» №2 (8)№1 (7)
Журнал «Известные люди Юга» №6(№5)(№4)(№3)(№2)(№1)

Читайте нас:  

   
19 августа 2019

Необходимо поднимать перерабатывающую отрасль

За плечами заместителя председателя комитета по экономическому развитию, торговле, инвестициям и собственности Госдумы края Геннадия Афонина богатый опыт топ-менеджера, как принято говорить сегодня, а если в прежней терминологии – руководства крупнейшими предприятиями края, такими как «Арнест», «Невинномысский Азот». По этой причине экономика для него наука практическая: есть решение – должен быть результат.

– Геннадий Федорович, 20 лет назад, когда реформы в экономике стартовали, все только и говорили об устаревших основных фондах, отсталости технологий, необходимости в связи с этим кардинальных перемен. И вот сегодня экономический кризис возвращает нас к той же теме. Получается, мало что изменилось. Такое ощущение, что вместо серьезной перестройки экономики мы ограничились косметическим ремонтом.
– Нефтедолларовая игла, на которую была «подсажена» наша экономика все эти годы, сыграла со страной злую шутку. Пока цена барреля была высокой, мы жили в относительном благоденствии, накопили за это время солидный золотовалютный запас, но не сумели построить новую экономику, приступить хотя бы к созданию инновационной промышленности, о которой так много в последнее время говорится. Притча во языцех – нанотехнологии по-прежнему трудно доходят до стадии серийного производства. Поэтому в условиях кризиса, когда у нас уже нет права на ошибку, так важно реально оценить исходные позиции и выработать безошибочную стратегию. Не только по спасению рабочих мест, но прежде всего по продвижению экономики вперед.
– Но ведь все это время мы строили рынок, который, по мнению ведущих экономистов страны, все сам должен был отрегулировать, то есть отсечь неэффективное, вырастить востребованное и конкурентоспособное.
– Рынок не может быть абсолютно саморегулирующимся механизмом. Не случайно западные экономисты обращают и ранее обращали свои взоры на плановую экономику, которой до перестройки в нашей стране было в переизбытке. Видимо, все же самой жизнеспособной может стать некая промежуточная модель партнерства государственной власти и частного капитала. В свое время усилиями еще советского государства наш регион перешел из аграрной экономики в разряд промышленно-аграрных прежде всего за счет планирования и перераспределения ресурсов, строительства крупных промышленных предприятий. Сегодня до того прошлого статуса Ставрополье уже недотягивает, что называется, откатились на исходные позиции, если не сказать больше. Значит, надо вернуться к тому опыту, только на качественно новом уровне. Краевое правительство могло бы пойти по пути строительства предприятий в тех районах, где переизбыток рабочей силы и есть все необходимые для развития ресурсы. Уже заработавшее эффективное производство затем можно продать частному капиталу на условиях ответственности перед территорией, социальной в том числе. Вырученные средства позволят сосредоточиться на реализации следующего проекта. Так можно построить десятки эффективных предприятий, которые и станут точками роста краевой экономики. Под эти цели надо сформировать конкретные программы сотрудничества бизнеса и власти. Недавно на состоявшемся в краевой Думе круглом столе вместе с учеными депутаты обсуждали перспективы такого пула. На федеральном уровне также готовятся новые проекты по государственно-частному партнерству в связи с тем, что в условиях экономического кризиса власть вынуждена заниматься прямым распределением финансовых ресурсов и непосредственным контролем инвестиционных потоков с целью разрешения проблемы ликвидности. Из Госдумы России поступило предложение делегировать нашего представителя в рабочую группу, которая займется конкретикой накануне парламентских слушаний, посвященных этой теме. Руководство ГДСК, к моему удовлетворению, поручило это мне, и я с большим желанием включусь в эту новую работу. Предполагается, что деятельность рабочей группы будет охватывать широкую сферу, от разработки модельных законодательных актов по государственно-частному партнерству для субъектов РФ до оказания им консультационной поддержки при реализации конкретных проектов.
– То есть опять надо ждать команды сверху?
– Полагаю, можно начинать, не дожидаясь распоряжений. На мой взгляд, есть проекты, которые под силу региону и сегодня. В правительство пришли новые люди, которые во главе с В. Гаевским, я надеюсь, способны сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Пора всерьез подумать об инвестиционной привлекательности региона. Почему до сих пор мы проигрываем нашим соседям-краснодарцам по объему привлеченного в экономику капитала? Во-первых, закон об инвестиционной деятельности в крае появился только в 2007 году, во-вторых, принимали его с оглядкой на персоналии, которые тогда еще стояли у руля региональной власти. Поэтому отдали предпочтение рыночным механизмам, чтобы деньги были целее, не ушли по принципу: кто к власти ближе, тот и получил, сделали это в ущерб административной составляющей, которая сегодня актуальнее. Но это, как говорится, дело наживное, необходимые коррективы будут внесены. Увидели наконец свет нормативные акты о залоговом фонде, о поддержке малого бизнеса, сельского хозяйства, снижении налогового бремени, которые будут способствовать эффективности экономики. Законодательная база – живой механизм, который будет совершенствоваться и дальше, откликаясь на новые потребности, в частности, усиления плановой составляющей. Важно воспользоваться этой перспективой.
А начинать, я думаю, надо с подъема перерабатывающей отрасли. Многие наши хозяйства вынуждены продавать молоко в Карачаево-Черкесию, Краснодарский край, вместо того чтобы сдавать на свои предприятия, которых в крае сегодня недостаток. То же с пшеницей, другими сельхозкультурами, кормами, продукцией животноводства. Так почему бы не создать целевую программу по подъему отрасли с участием частного капитала и сохранением госрегулирования? Учитывая, что большинство из действующих ныне целевых программ регионального уровня работает крайне неэффективно, может, следует часть из них свернуть, переориентировав финансовые потоки на решение более важных приоритетных задач. Нерентабельно действовать по однажды намеченному плану, без всякой его корректировки на протяжении длительного времени. Зачастую ведь достраиваем школы, которые оказываются к сдаче в эксплуатацию практически невостребованными, потому что учиться в них уже некому. И почти 500 недостроенных объектов по краю не добавляют эффективности экономике. Не следует ли часть «долгостроев» перепрофилировать или передать на определенных условиях в частные руки, а на иные бросить все средства, чтобы довести скорее до финиша? Еще одна не использованная до сих пор возможность. Давно назрела необходимость развития малой энергетики на Ставрополье. Но, к сожалению, эта важнейшая задача не решается, отчего население и бюджет несут большие потери. Тарифы можно было бы снизить значительно. Исходить во всех случаях надо из экономической целесообразности.
– Геннадий Федорович, усилий только региональной власти будет явно недостаточно. Нужна активная поддержка на местах.
– Согласен. К сожалению, у руководителей муниципальных образований отсутствует мотивация для развития местных экономик, что, по сути, предопределено 131-м законом об общих принципах местного самоуправления. Прежним законодательством территории было дано право оставлять в своем бюджете 2% налога от прибыли. Соответственно глава был заинтересован в открытии новых предприятий, в эффективности их работы. Сегодня этот стимул отсутствует. Совершенно не случайно в Невинномысске в свое время поднялась общественность против строительства цеха по производству меламина. И дело было даже не в экологии, а в перегруженности социальной инфраструктуры города. Ведь в бюджет от открытия еще одного хозяйствующего субъекта не прибудет. Тогда зачем? Примерно такой ход мыслей. А вот если бы была прямая зависимость бюджетной обеспеченности каждого жителя от того, какие и как работают в городе предприятия, то и настрой был бы другой. О порочности системы, когда район стоит с протянутой рукой перед краевыми властями, а те, в свою очередь, перед федеральными, вообще можно говорить много. Но пора бы уже действовать.
– Это означает, что власть должна стать ответственней?
– Я уверен, что еще не все потеряно. Есть понимание в верхних эшелонах власти, что деньги должны быть встроены в новую экономику так, чтобы на выходе был конкурентоспособный продукт. Есть такое понимание и на региональном уровне. Это и будет тот самый вектор государственного управления, с помощью которого можно вывести хозяйство из сегодняшнего тупика, когда даже относительно новые производства строятся на устаревшей технологии. Нельзя упустить этот шанс, потому что он последний.

Людмила КОВАЛЕВСКАЯ
Газета "Ставропольская правда"
24 марта 2009 г.


Рейтинг Известных людей

Посмотреть весь рейтинг


Кадыров
Рамзан Ахматович
Республика Чечня
Голубев
Василий Юрьевич
Ростовская область
Ткачев
Александр Николаевич
Краснодарский край
Савичев
Роман Валерьевич
Ставропольский край

Казакова
Ольга Михайловна
Ставропольский край
 
Другие проекты asrv.ru vestnikxp.ru ludiuga.ru
© «Известные люди Юга России» Обратная связь Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru