
Полгода назад в России появился реестр запрещенных сайтов. Насколько действенной оказалась эта попытка на уровне закона защитить интернет-пользователей от противоправной информации?
На вопрос мы попросили ответить постоянного нашего эксперта - руководителя известного на Юге России «Юридического агентства «СРВ» Романа САВИЧЕВА:
- Когда 1 ноября вступили в силу поправки в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», многие в стране заговорили о введении цензуры в Интернете. И в первую очередь из-за внесудебного порядка ограничения доступа к информации в Сети. Но после принятия законопроекта юристам стало ясно, что все эти разговоры были выгодны интернет-сообществу, которому, конечно, хотелось по-прежнему оставаться бесконтрольным.
На самом деле это стало первой попыткой государства определить четкие правила игры в Интернете. И, конечно, начали с ограничения доступа к вредной информации. На мой взгляд, речь здесь не идет о цензуре. Законодатель очень четко определил виды информации, блокирование которой должно осуществляться без решения суда. Это детская порнография, в том числе объявления о привлечении несовершеннолетних для участия в порнографических мероприятиях, информация о способах совершения самоубийства, изготовления и употребления наркотиков и местах их приобретения. В апреле этого года перечень пополнился сведениями о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий или бездействия. Распространение подобной информации на территории России уже запрещено законодательством, именно поэтому решение о ее включении в единый реестр принимается во внесудебном порядке, правда, после проведения экспертизы по поводу наличия противоправных сведений.
Но закон не исключает появления в реестре сайтов, содержащих и другой противоправный контент. Но включение подобных ресурсов может осуществляться только по решению суда. С такими исками имеет право обращаться прокуратура в целях защиты интересов неопределенного круга лиц.
К примеру, на Ставрополье органы прокуратуры неоднократно адресовали требования об ограничении доступа к тому или иному ресурсу сразу интернет-провайдерам, которые в судах неожиданно оказывались ответчиками. Это не могло не вызвать серьезного недовольства телекоммуникационных компаний. Ведь они лишь предоставляют техническую возможность доступа к Интернету. Надо искать владельцев интернет-ресурсов и привлекать к ответственности именно их. Сделать это непросто, поскольку многие сомнительные сайты размещены за рубежом.
Но это не значит, что есть смысл через суд принуждать интернет-провайдеров к установке различного рода фильтров, если законодательно предусмотрен механизм, позволяющий реально ограничить доступ к противоправной информации на всей территории России. Усилия провайдера дадут эффект лишь на определенной территории, где он работает, и только для его абонентов. Более того, очевидно, что удовлетворение подобных требований может подорвать положение той или иной телекоммуникационной компании на рынке. Абонент, видя, что оператор ограничивает доступ к определенным ресурсам, может перейти к другому провайдеру, к которому прокуратура претензии пока не заявляла. Одно из главных достоинств реестра в том, что возможность принять участие в очистке Интернета дана всем - от госорганов до обычного гражданина.
Источник: stav.kp.ru