18 января 2021

Рашид Темрезов поздравил двух ученых из Карачаево-Черкесии с избранием академиками Российской академии наук

25 октября на общем собрании членов Российской академии наук академиками РАН избраны два ученых из Карачаево-Черкесии: научный руководитель Специальной астрофизической обсерватории РАН Юрий Балега по направлению «физика и астрономия» и видный ученый в области защиты и биотехнологии растений Салис Каракотов по направлению «защита и биотехнология растений».
Глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов поздравил земляков с избранием и подчеркнул, что столь высокая оценка труда и знаний земляков российским научным сообществом – большая честь и гордость для всех жителей Карачаево-Черкесии.
Глава региона пожелал ученым дальнейших успехов на научном поприще на благо Российской Федерации.

Балега Юрий Юрьевич
Член-корреспондент РАН (1997), Академик РАН
Научный руководитель САО РАН.
профессор, почетный профессор Ставропольского государственного университета (п. Нижний Архыз Зеленчукского района Республики Карачаево-Черкесии) с 1993 г.
Родился 8 января 1953 г. в с. Кольчино Мукачевского района Закарпатской области; В 1969 г. окончил среднюю школу в г. Ужгороде.
Окончил физический факультет Ужгородского государственного университета в 1974 г., доктор физико-математических наук;
1974-1975 - инженер-технолог завода "Ужгородприбор";
с 1975 г. - сотрудник Специальной астрофизической обсерватории РАН; В 1985 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме "Исследование звезд с высоким угловым разрешением методом цифровой спекл-интерферометрии"
С 1991 г. - заведующий Лабораторией методов астрономии высокого разрешения (МАВР). Избирался народным депутатом Карачаево-Черкесии (1985?1991); В 1991 г. - в составе коллектива авторов лауреат Госпремии СССР в области науки и техники за создание цифровых телевизионных средств для исследования предельно слабых астрономических объектов на Большом Азимутальном Телескопе Академии наук СССР с 1993 г. - директор САО РАН.;
В 1996 г. защитил докторскую диссертацию по теме "Спекл-интерферометрические исследования на Большом азимутальном телескопе".
1997 г. - член-корреспондент РАН по Отделению общей физики и астрономии.
В 2003 г. присвоено звание Почетного профессора Ставропольского государственного университета.
2003 г. - в составе коллектива авторов лауреат Госпремии Украины за цикл работ "Разработка теоретических основ и уникальной наблюдательной базы в Голосеево и на Терсколе для наблюдений Солнца и тел Солнечной системы".
2008 г. - избран президентом Научного общества Карачаево-Черкесской республики.
награжден медалью "За трудовую доблесть", медалью к ордену "За заслуги перед Отечеством" II степени; автор более 80 опубликованных научных работ.

КАРАКОТОВ Салис Добаевич – академик РАН
Род. 29. 12. 1953 г. в с. Ворошиловке Чуйского р-на Джамбульской обл. С 1957 года жил в Карачаево-Черкесии. Окончил Московский химико-технологический институт ( МХТИ) им. Д.И. Менделеева (1976). Доктор химических наук (2006), член-корреспондент Россельхозакадемии (2012). Видный ученый в области защиты и биотехнологии растений. Аспирант МХТИ им. Д.И. Менделеева (1976-1981). Работал младшим, старшим научным сотрудником отдела научной части, начальником сектора (1981-1991), заместителем директора по научным и опытным работам - начальником отдела (1991-1994) Щелковского филиала Всероссийского НИИ химических средств защиты растений. Заместитель генерального директора – начальник научно-исследовательского центра АООТ (1994-1998), директор по науке, развитию и маркетингу ОАО «Щелковское предприятие Агрохим», генеральный директор ООО «Щелково Агрохим» (1998-1999), с 07. 1999 г. - генеральный директор АО «Щелково Агрохим».
Под его руководством и при непосредственном участии разработаны научные основы создания и промышленного производства новых видов современных химических средств защиты растений в форме коллоидных систем и микроэмульсий, имеющих наноразмерные характеристики активных действующих веществ в препаративных формах и рабочих растворах гербицидов, фунгицидов и протравителей семян. Исследования направлены на изучения взаимосвязи дисперсности действующих веществ препаратов и их биологической активности по отношению к целевым объектам воздействия в посевах различных сельскохозяйственных культур.
Заслуженный работник промышленности Московской обл. (2002), награжден медалями « В память 850-летия Москвы» ( 1997), «50 лет начала освоения целинных земель» (2005), золотой медалью « За вклад в развитие агропромышленного комплекса России» (2008) Министерства сельского хозяйства РФ, медалью « За заслуги в увековечении погибших защитников Отечества» (2011) Министерства обороны РФ, многими почетными знаками и грамотами. Опубликовано около 70 научных работ. Имеет 34 авторских свидетельств и патентов на изобретения, из них 18 внедрены в сельскохозяйственное производство.