Последние комментарии
Наши контакты
Журнал «Известные люди России» №2 (8)№1 (7)
Журнал «Известные люди Юга» №6(№5)(№4)(№3)(№2)(№1)

Читайте нас:  

   
15 июля 2020

Будет порох в пороховницах: Омбудсмены получают реальную власть

Президент Владимир Путин подписал закон «Об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации». В соответствии с этим документом региональные Уполномоченные — они же омбудсмены — будут независимы от губернаторов и местных парламентов и получат дополнительные права в части взаимодействия с судами, прокуратурой и органами исполнительной власти. Комментирует основные положения закона, который существенно поднимает статус института омбудсмена, наш постоянный эксперт Роман Савичев, генеральный директор ОАО «Юридическое агентство «СРВ», являющегося победителем в ряде номинаций, учрежденных авторитетным среди юристов порталом Право.ру.
Президент Владимир Путин подписал закон «Об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации». В соответствии с этим документом региональные Уполномоченные — они же омбудсмены — будут независимы от губернаторов и местных парламентов и получат дополнительные права в части взаимодействия с судами, прокуратурой и органами исполнительной власти. Комментирует основные положения закона, который существенно поднимает статус института омбудсмена, наш постоянный эксперт Роман Савичев, генеральный директор ОАО «Юридическое агентство «СРВ», являющегося победителем в ряде номинаций, учрежденных авторитетным среди юристов порталом Право.ру.

– В Ставропольском крае институт Уполномоченного был создан в мае 2002 года в соответствии с КЗ №15, – напоминает Роман Савичев. – Первым омбудсменом был Алексей Иванович Селюков, год назад ушедший от нас. Он оставил о себе добрую память в сердцах ставропольцев как непримиримый защитник их прав и профессионал с большой буквы, многое сделавший для становления института омбудсмена на Ставрополье. Работа в краевом надзорном ведомстве (он долгое время был прокурором Ставрополья) позволила Алексею Ивановичу использовать опыт и связи, чтобы заставить скептиков считаться с новой правозащитной структурой. Он реально помог сотням людей. КЗ №15 и дальнейшие поправки к нему позволили сделать этот документ довольно-таки прогрессивным: в обсуждаемом сегодня федеральном законе можно встретить положения, которые уже давно функционируют в краевом законе об Уполномоченном. Дело А. Селюкова продолжает, на мой взгляд, не менее достойный человек – генерал-полковник Николай Павлович Лисинский, который хорошо известен в крае: возглавлял Северо-Кавказское региональное управление Пограничных войск, занимал должность заместителя полпреда Президента РФ в СКФО. Начиная с 2002 года, краевым институтом Уполномоченного рассмотрено более 10000 заявлений граждан, многим оказана реальная помощь, и он по праву считается одним из лучших в стране.

Но проблема заключается в том, что профессионализм и авторитет омбудсменов – это, конечно, благо. Однако в распоряжении Уполномоченных, к сожалению, было недостаточно юридических средств для защиты прав и законных интересов граждан. Даже принятые в 2015 году положения, регламентирующие статус и деятельность региональных Уполномоченных в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», хотя и повысили эффективность работы омбудсменов, но не восполнили всех пробелов. Как говорится в Пояснительной записке к закону о региональных омбудсменах, который мы сегодня обсуждаем, «…Результативность деятельности региональных Уполномоченных во многом определяется условиями, созданными для них в каждом субъекте Российской Федерации, в первую очередь, эффективным функционированием нормативно-правовой базы в части регулирования их деятельности». Иными словами, законы о региональных Уполномоченных, принятые во всех 85 субъектах РФ, отличаются друг от друга в подходах к решению вопросов правового обеспечения деятельности омбудсменов. И, следовательно, граждане страны оказывались в неравных условиях с точки зрения получения помощи. Да и в целом, надо признать, возможности омбудсменов были ограничены. Приведу еще одну цитату из Пояснительной записки к закону: «Статистика свидетельствует о том, что с положительным результатом рассматривается незначительная часть жалоб, поступающих к региональным Уполномоченным. Вследствие этого в 2016 году к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации поступило более 1200 единиц корреспонденции от региональных Уполномоченных, в каждой четвертой из которых содержится просьба использовать потенциал именно федерального омбудсмена для защиты интересов конкретных граждан».

Отсутствие необходимого ресурса полномочий у региональных омбудсменов – это еще не вся проблема. Многие из них жалуются на недостаток сотрудников – отсюда, мол, и невысокий результат деятельности. (Власти на местах зачастую решают вопрос количества служащих аппарата Уполномоченного, не учитывая масштабов территории и численности населения). Между тем, по данным экспертов, нормативный показатель нагрузки сотрудников аппарата регионального омбудсмена, находящихся на должностях госслужбы, должен рассчитываться в соотношении 1 штатная единица на 250-300 тысяч жителей. То есть, например, в аппарате краевого уполномоченного должны работать 10 человек.

Однако вернемся к значимым новеллам нового закона. Этим документом устанавливаются единые принципы организации деятельности омбудсменов субъектов РФ и закрепляются общие начала их взаимодействия с властями и институтами гражданского общества (то есть исчезнет ситуация «кто в лес, а кто по дрова»). Как говорится в законе, на должность регионального Уполномоченного может претендовать россиянин с высшим образованием, достигший 30 лет (по усмотрению парламентов на местах к этой цифре можно накинуть пяток лет), обладающий безупречной репутацией, имеющий познания в области прав и свобод граждан, опыт их защиты. Кандидат не должен иметь иностранное гражданство или вид на жительство, заниматься бизнесом и быть членом партии. Региональный омбудсмен будет назначаться законодательным органом субъекта РФ после предварительного одобрения со стороны федерального Уполномоченного (кстати, эти нормы, а также требования о гражданстве и ряд других уже прописаны в краевом законе об омбудсмене).

Что касается новых полномочий: рассмотрев жалобу, Уполномоченный сможет направить в органы власти, должностному лицу в любой организации свои рекомендации относительно необходимых мер по восстановлению нарушенных прав и свобод граждан. Омбудсмен получает право обратиться в суд с административным иском в защиту граждан, а также в компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного производства и даже уголовного дела в отношении должностных лиц, нарушивших права и свободы граждан. Более того, Уполномоченный сможет обращаться в прокуратуру с просьбой проверить вступивший в силу приговор суда.

Андрей ВОЛОДЧЕНКО

Рейтинг Известных людей

Посмотреть весь рейтинг

Ткачев
Александр Николаевич
Краснодарский край

Кадыров
Рамзан Ахматович
Республика Чечня

Казакова
Ольга Михайловна
Ставропольский край
Савичев
Роман Валерьевич
Ставропольский край
Голубев
Василий Юрьевич
Ростовская область
 
Другие проекты asrv.ru vestnikxp.ru ludiuga.ru
© «Известные люди Юга России» Обратная связь Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru